В течение мая 2021 г. по инициативе факультета журналистики Национального университета имени аль-Фараби Казахстана и при поддержке Глобальной инициативы Международной программы развития коммуникации (МПРК) по передовому опыту в области журналистского образования и Бюро ЮНЕСКО в Алматы прошли вебинары по дате-журналистики в онлайн-формате. В них приняли участие педагоги, ученые, молодые специалисты, сотрудники и руководители информационных центров, журналисты, студенты вузов Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, России и др.
Цели и задачи вебинаров ЦА. Эти обучающие онлайн-занятия и совещания были направлены на консультирование и разработку курса девятнадцатью приглашенными вузами ЦА курса по журналистике данных. Преподаватели овладевали новейшими инструментами и технологиями журналистики, а при подготовке учебных программ, материалов стремились адаптировать их под учебную программу ЮНЕСКО по журналистике данных с учетом специфики функционирования СМИ своих стран. Результатом такого учебно- методического и научного сотрудничества станет помощь молодым национальным журналистам республик Центральной Азии целенаправленно и эффективно использовать свои творческие дарования: правильно вести сбор материалов, журналистские расследования при разработке тем и проблем образования, здравоохранения, обеспечения гендерного равенства и устойчивого развития.
Дата-журналистика: что это и ее актуальность
Использование в практической журналистике зарубежных стран различных данных и их представление широкой общественности получило определение как дата-журналистики, либо журналистики данных (от англ. data journalism). Вместе с тем в научно-исследовательских, методических, аналитических публикациях она характеризуется также как «сегмент журналистики», «жанр журналистики данных», «медиатренд журналистики данных», «инструмент для представления важных сведений», «источник для создания журналистского материала», «новый формат, использующий доступные базы данных» и т.д. В целом все это указывает на возникновение и развитие, действительно, нового направления – дата-журналистики. Ученые отмечают, что, несмотря на активное развитие журналистики данных в СМИ различных стран и регионов, ее «теоретическое осмысление», разработка концептуальных положений и категорий «серьезно запаздывает».
В чем же ее суть и проявление ее на практике? На развитие журналистики данных повлияло несколько существенных факторов. Во-первых, возникновение интернет, социальных сетей, новых технологий привели к росту информационных потоков. Лишь интернет, замечает эксперт, «поднял на повестку дня дата-журналистику, сделав ее за последние годы триумфатором медийного пространства и атрибутом функционирования «продвинутых» редакций». А данные изучаются из разных сфер жизни: политики, экономики, науки, образования, здравоохранения, молодежи, гендерных отношений, социальной справедливости, права и др. Во-вторых, наиболее популярными стали ленты, блоки, страницы новостей, включавшие разноликие, порой противоречивые сведения. К тому же, по сравнению с профессиональными журналистами, их быстрее стали представлять те, кто оказывался раньше на месте происшествия, имея мобильный телефон, смартфон, планшет. Потому в сфере массмедиа вектор «от быстрее всех найти» сменился к «грамотно проанализировать» большие данные. В-третьих, транспарентность, открытость общества, электронное правительство, переход на цифровое обслуживание привели к росту числа открытых данных, что актуализировало проблему обработки и усовершенствования подачи информации в визуальной и доступной форме. А это, в свою очередь, привело к трансформации журналистики, использованию графики, видео, единению ее с такими сферами, как статистика, информатика, дизайн, интерактивные карты. По словам независимого журналиста Д. Эндертона, «журналистика данных наводит мосты между техническими статистиками и мастерами художественного слова». Тогда как исследователь И. Бегтин считает, что в журналистике данных «текст является вспомогательным, а не основным инструментом». И журналист в ней, по его мнению, совмещает «роль переводчика с экономического цифрового языка на язык, понятный всем, и роль аналитика, представляющего материал в предельно наглядной форме». Несмотря на усложнение процесса работы в дата-журналистике, С. И. Симакова полагает, что «при этом конечный журналистский продукт должен быть с легкостью воспринят аудиторией».
Наиболее полно практика дата-журналистики проявилась в разделах дата-блог газет «Гардиан» (“The Guardian Datalog”), «Нью-Йорк Таймс» (“New York Times`Upshot”), «Лос-Анджелес Таймс» (“Los Angeles Times”- Data Desk) и др. По этим изданиям опубликованы аналитические статьи, обобщения исследователей. Сегодня получило распространение изучение дата-журналистики, ее функционирование в СМИ США, Западной Европы, РФ, СНГ, АТР и др. стран. Ученые, исследователи-журналисты республик Центральной Азии также работают в этом направлении, обмениваются опытом и готовят к изданию книги по дата-журналистике ЦА.
Опыт Казахстана по дате-журналистики
Всего по журналистике данных ЦА прошло четыре вебинара (5 мая, 12 мая, 19 мая и 26 мая 2021г.). Они имели соответственно названия: «Индустрия данных и модели обучения», «Источники и инструменты», «Проверка и верификация», «Этика данных, организация практик». На открытии, первом вебинаре, выступил специалист по вопросам коммуникации и информации Кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы Сергей Карпов. Он рассказал о целях, задачах и ресурсах курса. В его презентации и докладе отмечалось, что цель курса – интегрировать и адаптировать учебную программу ЮНЕСКО по журналистике данных для развития журналистской деятельности, расследований в разработке вопросов образования, гендера, благополучия и др. в странах ЦА. Докладчик также остановился на вопросах качества журналистики, медийной и информационной грамотности, безопасности журналистов и на международных стандартах в сфере СМИ, поддерживаемых ЮНЕСКО. Сегодня интернет и социальные сети наряду с позитивными явлениями несут новые вызовы всем сообществам – рост дезинформации и языка вражды, преобразование бизнес-моделей, концентрация власти в СМИ в руках нескольких частных компаний. Этим обусловлено принятие и реализация программы «Информация как общественное благо», она направлена на обеспечение экономической жизнеспособности новостных СМИ, прозрачности интернет-компаний, повышение информационной и медийной грамотности (МИГ), защиту информации как общественного блага, использование новых технологий и смещение акцента от количества информации к ее качеству. В структуру курса журналистики данных включены такие вопросы, как определение журналистики данных, взаимосвязь журналистского исследования и статистики, методика сбора информации из открытых источников, визуализация в журналистике, борьба с некорректной информацией и дезинформацией, оценка источников и визуального контента социальных сетей, этические аспекты журналистики данных и другие.
Доктор политических наук, профессор, завкаферой печати и электронных СМИ Казахского национального университета имени аль-Фараби Гульмира Серикбаевна Султанбаева представила презентацию об образовательных программах в вузах Республики Казахстан, в ней выделен блог МИГ в журналистике данных: матрица преподавания и оценивания результатов обучения. Здесь дата-журналистика разделена на направления: дата-журналист, дата-аналитик, цифровой продюсер, компьютерный лингвист. Студенты изучают такие модули, как «Модуль социально-культурного развития», «Искусственный интеллект для журналистики». «Научные основы дата-журналистики», «Визуализация дата-журналистки», «Компьютерная лингвистика и медианализ», «Медиатехнология дата-журналистики». «Анимация и продвижение дизайна». В вузе применяются модули учебных программ ООН. В общих данных проекта отмечается, что 80% предметов носят личностно- ориентированный характер, 90% курсов разработаны с работодателями, 70% дисциплин читают партнеры и работодатели, 1– приглашенный профессор, 13 – преподавателей от работодателей. Модернизация образовательных программ состоит во включении в обучение предметов: цифровые медиа, мультимедийная журналистика, здравоохранение СМИ/ биоэтика, иммерсивная журналистика, журналистика данных, смарт-журналистика, обучение журналистике в целях устойчивого развития, модели обучения ЮНЕСКО по журналистике.
Кандидат физико-математических наук, старший преподаватель кафедры искусственного интеллекта и Big Data КазНУ Гульнур Тюлепбердинова выступила с темой «Методы и инструменты журналистики данных: фактчекинг с помощью электронных таблиц». В центр внимания докладчик поставила ответы на вопросы: Зачем нужен фактчекинг? Чему противостоит фактчекинг? Фактчекинг – верификации информации. Классификация ошибок в СМИ. Трудности проверки. Общие правила фактчекинга. Современные способы проверки. Участникам вебинара были представлены довольно обстоятельные суждения исследователя Г. Тюлепбердиновой о фейках, домыслах, дезинформации, фактоидах (недостоверная информация, облаченная в форму достоверной), о понятии «Джинса» (умышленная скрытая реклама), о видах ошибок – несознательных, технических, опечатках, злонамеренных.
Профессор, завкафедрой Мадина Мансурова из Казахского национального университета выступила с докладом «Инструменты для сбора, анализа и визуализации открытых данных: новые возможности журналистики». Она представила график «Уровня контекстной независимости», кейсы по анализу образовательных программ, визуализации чрезвычайных ситуаций, типы используемых данных (CSV файлы, Excelфайлы, Тексты, JSON, копируемые данные, папки с файлами). Презентацию ученый сопроводила высказыванием эксперта по визуализации данных Альберто Каиро: «Прошли те времена, когда визуализации дополняли только сюжеты. В современном мире, в котором данные играют столь значимую роль, визуализации становятся основным способом представления сюжетов и обязательным средством журналиста».
Доктор наук Зарина Буенбаева представила страновой обзор образования по журналистике данных в Казахстане. Она отметила, что рост доступных данных и желание получить исходный материал, не ангажированный общественными и политическими идеями, привели к тому, что дата-журналистика становится популярной как в СМИ Казахстана, так и республик ЦА. Потому в журналистское образование включаются курсы по дата-журналистике. Так, магистратуру КазНУ в перечень учебных дисциплин включены журналистика и искусственный интеллект, смарт-журналистика: машинное обучение и нейронные сети, data mining и аналитическая журналистика, big data в цифровых медиа, цифровой медиабизнес и открытые данные, digital-стартап в журналистике данных, интерактивная дата-журналитика и др.
Исследователи Узбекистана о дате-журналистике
Основными докладчиками были доктор филологических наук, профессор Национального университета Узбекистан имени Мирзо Улугбека Якутхон Маматова, профессор УМЭД Фатима Муминова, декан факультета международной журналистики УзГУМЯ Амрулло Каримов. Профессор Я.М. Маматова представила на вебинарах презентации на темы «Тематика и источники дата-журналистских материалов в интернет-СМИ Узбекистана», «Медийная и информационная грамотность в Узбекистане», «Курс журналистики данных: пособие для вузов. Этика данных, организация практики в Узбекистане». Ею отмечено, что география дата-журналистских материалов не так обширна, как в Кыргызстане и в Казахстане, тем не менее практику ряда интернет-изданий страны можно рассматривать как важную основу для становления данного направления в рамках национального медийного пространства. В развитие журналистики данных в Узбекистане вносят свой вклад такие интернет-издания, как Gazeta.uz, Аnxor.uz, Podrobno.uz, Sport.uz и др. Gazeta.uz, например, регулярно публикует статьи по вопросам экономики, в которых активно используются схемы, графики, диаграммы, таблицы. Материалы размещаются в рубриках «Колумнисты», «Экономика», «Коронавирус», «Мнения». В разгар пандемии редакция провела опрос, в котором приняли участие 328 читателей, их мнения и короткие рассказы были представлены в публикациях (27.04.2020). В ноябре 2019 г. состоялся тренинг «Журналистика с использованием открытых данных: понятие и инструменты». Главный редактор Аnxor.uz Лола Исламова в своем выступлении сказала, что популяризация этого вида журналистики стала возможной благодаря развитию современных технологий, позволяющих хранить и обрабатывать большие объемы данных, и движению в сторону большей открытости информации. Также Я. Маматова в своем докладе указала, что в 2019 г. принят Кодекс профессиональной этики журналистов Узбекистана. В нем относительно объективности отмечается: журналист призван освещать факты и события объективно, не принимая чьей-либо стороны, соблюдать культуру общения и принципы открытости. Также журналист не пользуется непозволительными методами (угрозой, шантажом, клеветой, мошенничеством), не злоупотребляет должностными полномочиями в личных целях. Журналист в любых обстоятельствах не публикует ложную информацию, не дает искаженных сведений и не скрывает социально значимую информацию.
Профессор Ф. Муминова представила доклад на тему «Вопросы этики в СМИ Центральной Азии». В нем был дан обзор состояния и практики реализации профессиональных этических норм журналистики в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Туркменистане. Источником послужили результаты исследований и медиапубликации в этом направлении. Выступление было разделено на части: понятие этики в журналистике и ее актуальность для ЦА, проблемы этики в СМИ разных стран региона, функционирование этических норм и их нарушение, перспективы разработки и инновации. По словам исследователя А. Петраш, журналистская этика изменяется во времени: «Нужно научиться чувствовать соответствие журналистской этики и культуры своему времени, уметь предвидеть характер их изменения в новых условиях». Лектор Ф. Муминова охарактеризовала этические кодексы журналистики стран ЦА. Полный текст Кодекса этики журналистики Казахстана опубликован 30 октября 2012 г. В нем сказано, что на основе «Всеобщей декларации прав человека, Всемирной хартии свободы прессы ООН, Конституции и действующего законодательства Республики Казахстан принимается Кодекс этики журналиста Казахстана». Кодекс является инструментом самодисциплины и морально-этическим ориентиром, способствует достижению доверия к журналистам и СМИ. В документе достаточно подробно разъясняются принципы и требования к журналистам. Этический кодекс журналистов Кыргызстана принят на республиканском съезде журналистов 8 декабря 2007 г., поправки внесены в 2012, 2018 гг. В нем сказано: «Этический кодекс журналиста Кыргызстана принят для того, чтобы сформировать этические и профессиональные стандарты работы сотрудников СМИ Кыргызстана независимо от их специализации, повысить профессиональный уровень журналистов Кыргызстана, а также для сохранения доверия и уважения к СМИ со стороны общества». Здесь представлены 23 пункта требований к этическим нормам журналистов. Этические нормы журналистской деятельности Таджикистана опубликованы 14 мая 2009 г. В преамбуле говорится, что журналистское сообщество Таджикистана, беря за основу своей деятельности свободу слова, понимая ответственность добросовестной ее реализации, объявляет и принимает следующие профессиональные и этические нормы СМИ и журналиста. Ни одна из норм не имеет целью ограничить свободу слова. И далее приводится 17 пунктов этических норм. «Пункт 1. Миссия СМИ и журналиста. Правдивость, объективность, справедливость, плюрализм и уважение прав человека являются основными принципами деятельности СМИ и журналиста в Таджикистане. СМИ и журналисты руководствуются указанными принципами, защищают имидж и авторитет прессы». Журналистская этика в Туркменистане. Об этике деятельности и общей правовой культуре говорится в рамках других документов, например, Кодексе судейской этики Туркменистана, а также в материалах журналистских форумов, семинаров, организованных международными организациями. В частности, ОБСЕ провело в Ашхабаде семинар, посвященный организации журналистского образования. Цель – оказание содействие туркменскому правительству в реализации «Национального плана действий в области прав человека на 2016–2020-е годы». Также центр ОБСЕ организовал в Ашхабаде онлайн-курс по подготовке инструкторов по правам и обязанностям журналистов.
Выступления ученых Кыргызстана на медиавебинарах ЦА
Лекторами от Кыргызстана выступили доктор наук (PhD), президент и основатель Онлайн-университета Кыргызстана Элира Турдубаева и доцент Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына Аита Сматовна Султаналиева. Ученый Турдубаева на вебинарах представила доклады на темы «Источники, навыки и инструменты дата-журналистики», «Медийная и информационная грамотность в вузах Кыргызстана». Она отметила, что открытые данные – это бесплатная информация, доступная любому человеку в машиночитаемом формате, таком как CSV, им пользуются преимущественно аналитики. Указывается также восемь принципов для определения состояния открытости данных: доступность данных, первичность, максимальная детализированность данных, своевременность, т.е. публикация в течение короткого срока, доступность большему числу людей, машинная читаемость, позволяющая дальнейшую обработку и анализ, отсутствие дискриминации, отсутствие прав собственности, отсутствие лицензионных требований. Одна из главных проблем заключается в том, что данные государственных учреждений публикуются недостаточно быстро, а на местном уровне найти открытые данные еще сложнее, потому журналисты, исходя из законов о доступе информации, самостоятельно ведут поиск нужной информации. Также не хватает журналистов, обладающих вычислительными и аналитическими способностями для работы с большими данными. Имеется и некоторый скептицизм со стороны традиционной журналистики по отношению к дата-журналистике, что создает определенные трудности для редакции, которой нужны как программисты, дизайнеры, так и пишущие журналисты. Возникает и дилемма: будут ли технологии и культура данных навязывать свои принципы журналистике или возьмут вверх традиционные журналистские ценности и подчинят себе дату-журналистику. Кроме того, исследователи отмечают, журналистам данных приходится сталкиваться с недоверием аудитории к СМИ, потому им приходится усерднее работать, чтобы завоевать это доверие, поднять авторитет выполняемого дела, профессии. Приобретение знаний, поиск, очистка и визуализация данных преобразуют профессию сбора информации, укрепляют позицию журналиста. Ведь создание статей на основе фактов, аналитики, подкрепления данными – это большая помощь журналистам. «Когда информации было мало, большая часть наших усилий была посвящена охоте и собирательству. Теперь, когда информации много, обработка становится более важной. Мы обрабатываем данные на двух уровнях: 1) анализ, чтобы извлечь смысл и структуру из бесконечного потока данных, и 2) презентация, чтобы донести до потребителя то, что важно и актуально. Как и наука, журналистика данных раскрывает свои методы и представляет свои выводы таким образом, чтобы их можно было проверить».
Относительно медийной и информационной грамотности Э. Турдубаева указывала, что курс «Медийная грамотность» ввели в учебный план факультетов журналистики вузов Кыргызстана в 2019 г. Докладчиком была представлена широкая панорама развития и внедрения в обучение дисциплины МИГ, подготовки и проведения тренингов на разных уровнях: педагогическом, научном-практическом, молодежно-студенческом, межвузовском и международном – с приглашением опытных зарубежных специалистов.
Доцент А.С. Султаналиева выступила с темой «Этика в дата-журналистике», отметила международный опыт в разработке этики СМИ. Среди главных принципов ею выделены: ответственность перед обществом, уважение общечеловеческих ценностей, профессиональная честность, достоверность информации, объективность. На вопрос, с какими вызовами сталкивается этическая журналистика в современном мире, приводятся такие ответы: политическая предвзятость, контроль информационных потоков крупными корпорациями, государствами, пропаганда и др. Докладчиком также были приведены примеры ошибок и нарушений этики работниками СМИ.
Представители Таджикистана, России и международных организаций
С темой «Этические нормы журналистов Таджикистана» выступила специалист по информации и коммуникации, медиакритик Мухайе Нозимова. Она отметила, что на факультетах журналистики вузов Таджикистана пока постоянного курса или учебной дисциплины по дата-журналистике не ведется. Преподаватели, обладающие знаниями в этом направлении, включают эти темы в проводимые занятия. Трудность заключается и в том, что на национальном языке нет учебных пособий, книг по дате-журналистике. Определенную помощь оказывают общественная организация «Хомо» и проекты Интерньюса, которые проводят тренинги, обучающие курсы по журналистике данных. Докладчик также заметила, что в Таджикистане в 2009 г. были приняты этические нормы журналистов, которые подписали 65 организаций массмедиа. В 2020 г. Совет по СМИ внес предложение внести в них изменения, количество статей было сокращено, включены были новые правила, например, отказываться от денежных вознаграждений, подарков за подготовку публикации, уважать права респондента как соавтора интервью, не злоупотреблять доверием людей, у которых нет необходимого опыта общения с прессой и др. В 2021г. Совет по СМИ Таджикистана проводил мониторинг деятельности отечественных СМИ, его партнером является Союз журналистов Литвы, они обмениваются опытом в этом вопросе, последние предоставляют таджикистанским коллегам свои обзоры по этике журналистов.
Для участия в вебинарах были приглашены и зарубежные специалисты – профессор Мюнхенского университета LMU (Германия) Томас Ханицш, сотрудники Майкрософт – руководитель программы Work Smart Евгений Градов (Центральная и Восточная Европа), специалист Оксана Бабаева (Россия), представители АНО «Информационная культура» Василий Буров, Иван Бегтин. Они поделились своим опытом и представили презентации о статистических инструментах журналистики данных, об особенностях подготовки, обработки и визуализации данных.
В целом медиавебинары, обмен мнениями и обсуждения, проходившие еженедельно в течение месяца, явились хорошей научной и методической платформой для завершения работы над общим учебным пособием по дата-журналистике. Авторы его – ведущие специалисты, ученые в сфере журналистики и коммуникации университетов Центральной Азии. Особенность форума и готовящегося к изданию пособия в том, что его участники – представители различных стран региона обобщили, проанализировали практику своих СМИ в направлении журналистики данных.
Фатима Муминова,
профессор, редактор издательства Университета
мировой экономики и дипломатии
No Comments so far
Jump into a conversationNo Comments Yet!
You can be the one to start a conversation.