МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ИНИЦИАТИВ «ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ – ПУТЬ ДИАЛОГА»
31.03.2021По инициативе Международного центра сближения культур под эгидой ЮНЕСКО и в партнерстве со школой-гимназией № 5, являющейся членом Казахстанской национальной федерации Клубов ЮНЕСКО, в г. Алматы в онлайн-формате состоялся Первый международный форум детских и молодежных инициатив под названием «Великий шелковый путь – путь диалога».
Форум проведен в рамках реализации программы ЮНЕСКО «Международного десятилетия сближения культур» (2013–2022 гг.). Мероприятие прошло в два этапа. Первый включал выступления старшего поколения участников, ученых, общественных деятелей, руководителей образовательных и государственных учреждений, вторая часть была посвящена выступлениям молодежных команд из школьников, студентов Казахстана, России, Узбекистана, Кыргызстана. Перед участниками выступили заместитель директора Международного центра сближения культур под эгидой ЮНЕСКО А.Ж. Сыдыков, представитель ассоциированных школ ЮНЕСКО в Алматы Л.Л. Ким, доктор исторических наук, профессор Академии государственного управления при Президенте Азербайджанской Республики Ф. Т. Мамедов, профессор УМЭД Узбекистана Ф.И. Муминова, руководители образовательных учреждений Алматы С. Н. Жумабекова, З.К. Куйшебаева и другие. В их выступлениях подчеркивались актуальность темы форума, историческое значение Великого шелкового пути как главной магистрали евразийского континента, объединявшего Восток и Запад.
Выступившие отмечали, что организация и проведение первого международного форума молодежных инициатив «Великий шелковый путь – путь диалога» – это пример того, как в кризисное время, в условиях пандемии, важно объединить усилия, вместе разрабатывать стратегии развития и подключать к обсуждению и поиску решений молодежь, наследников Шелкового пути. Профессор из Азербайджана Ф.Т. Мамедов более трех десятилетий ведет исследования в области истории, теории мировой культуры и цивилизации. Ученый считает, высокая культура спасет мир. Данный молодежный форум призван содействовать социализации и формированию молодых в этом направлении. Высококультурные люди – это возобновляемый стратегический ресурс, главная движущая сила устойчивого и безопасного развития каждой страны. Высококультурный человек обладает высоким уровнем знаний, умений, организованности, нравственности и созидательной деятельности. Профессор Мамедов для лучшего выражения своей идеи предложил представить высокую культуру в виде птицы с двумя крыльями. Одно крыло ее составляет такие качества, как нравственность, порядочность, справедливость, добро, благородство, гуманизм, альтруизм. Другое крыло – это интеллектуальная культура, истина, наука, образование, просвещение, инновации, технологии. Эти две составляющие должны развиваться гармонично, во взаимодействии. Если в человеке не развита, например, интеллектуальная культура, он не сможет принимать правильные решения и становится беззащитным в руках деструктивных сил. Ведь все мы встречаемся с явлениями культуры и антикультуры.
Ученый предложил ввести меритократическую (ценности, достоинства) культуру семьи, или четыре критерия воспитания и управления в семье. По его мнению, необходимо в семье акцентировать внимание на: 1. Способности и дарования; 2. Знание и профессионализм; 3. Человеческие качества – порядочность, гуманизм, патриотизм; 4. Конкретные результаты труда, заслуги перед отечеством и человечеством. Лектор также предложил концепцию: перейти в воспитании и обучении от homo-sapiens к homo-culture, где в целостном, исторически-философском аспекте упор делался бы на культурологические ценности. В формировании такого отношения к человеку активно должна участвовать молодежь.
Профессор Ф. Муминова обратила внимание на общность культуры, традиций народов стран Шелкового пути, Центральной Азии. В узбекском народе издавна распространены поучительные высказывания: от колыбели до последнего своего дня обретай знания. Чтоб получить знания, поезжай даже в далекий Китай. Для молодого парня-джигита и сорок ремесел мало. Все эти нравственные наставления, поучения возникли благодаря взаимообогащению, обмену опытом в труде, ремеслах, познаниях. Современные коммуникационные технологии, с одной стороны, открыли перед нами жизнь разных государств, образов поведения и трудовой деятельности, но с другой стороны, обострили вопросы сохранения национальной культуры, идентичности, мирного сосуществования народов. Мы становимся свидетелями возникновения межгосударственных, социальных, межэтнических конфликтов. Потому приобщение обучающейся молодежи из разных стран к взаимосотрудничеству и диалогу позволит им в будущем найти правильные пути решения спорных вопросов, выработать волю, уважительное отношение к разнообразным формам культуры, образам жизни людей других стран мира и континентов.
Казахстан на Шелковом пути. Олжас Сулейменов писал: «Нет Востока, и Запада нет, есть восход и закат, есть большое слово – земля». В первом и втором веках до н.э. самый оживленный путь лежал через страну огней (одно из толкований земли поклонников огню, зороастрийцев). Этот путь также в прошлом обычно называли Страбонским по имени великого географа (Страбон, античный историк, географ. 64 до н.э. – 23 н.э.). На территории Казахстана Великий Шелковый путь брал начало у границ Китая. Купцы Поднебесной империи везли через казахские степи на Запад, в Европу шелк, оружие, рис, а также экзотические для того времени товары: слоновые бивни, лекарственные препараты и др. Степные правители предлагали свои услуги по обеспечению безопасности торговых караванов. Взамен требовали некоторую долю товара или звонкую монету. Так появились налоги и таможенные платежи.
Полуторатысячелетняя история легендарной магистрали Великий шелковый путь – мировое культурное и экономической чудо, через казахстанские степи он путь проходил со II в. до н.э. до XV в. н.э. Этот крупнейшей трансконтинентальный коридор влиял на развитие торговых, дипломатических связей, на взаимоотношение и взаимодействие различных культур, религиозных учений, верований. Народы Великой степи, по словам казахских специалистов, не только перенимали опыт и достижения земледельческих цивилизаций, но и вносили в сокровищницу мировой культуры свои достижения: переносное жилище, седло, стремена, искусство верхового боя, изделия из кожи, золота, серебра. О высоком ремесленном, строительном, художественно-прикладном искусстве свидетельствуют сохранившиеся памятники – городище Отрар (другое его название – Фараб) – древняя столица Отрарского оазиса. В Отраре и окружающих его городах жители занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, были искусными ремесленниками.
Средневековый Каялык – столица Карлукского государства – в середине ХIII в здесь побывал Гильом Рубрук, посол французского короля Людовика IX. Он описал город как крупный торговый центр, в нем, по его словам, были храмы идолопоклонников, мечети мусульман, а рядом с Каялыком находилась христианская церковь. Городище Талгар (либо средневековый Тахир) у подножия Заалийского Алатау датируется VIII–XIII вв. Общая площадь этого древнего города составляла 28 гектаров. При раскопах здесь обнаружены и собраны многочисленные коллекции предметов быта, монеты, орудия земледелия и др.
Центр сближения культур и молодежь. Восточная пословица гласит: хочешь стать богатым– построй дороги. Это в полной мере относится и к истории существования Великого шелкового пути. Он повлиял на развитие мира, языков, искусства, духовно-нравственные ценности, технологии. Историческая значимость Великого шелкового пути высоко оценена мировой общественностью: он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Можем сказать, благодаря смелости и предприимчивости людей Евразия почти 2 тысячи лет назад была уже объединена в сеть дорог.
Ныне усилиями таких стран, как Китай, стран Центральной Азии, Европы Россия и других, современный Шелковый путь становится поясом к установлению стабильности и развития, связующим мостом между историей и будущим. Молодежь признана главной движущей силой перемен, укрепления культуры мира. Поэтому качество образования, повышение уровня знания молодых об истории сосуществования наших народов, о культурном наследии, традициях и духовных ценностях, вовлеченность их в современный процесс имеет огромное значение. Сегодняшний диалог по Шелковому пути, обмен мнениями между подрастающими поколениями, учащейся молодежью разных стран и этнической принадлежности позволит расширить их мировоззрение, укрепить познания, выработать модели поведения, научиться решать конфликты и противоречия мирно, без дискриминации, в духе уважения человеческого достоинства.
Модератор форума заместитель директора школы-гимназии №5 Динара Суюндукова сопровождала свою речь интересными историческими сведениями о казахстанских взаимосвязях по Шелковому пути, включала короткометражные фильмы, видеоролики. Так, участники «познакомились» с прекрасным архитектурным зданием Центра сближения культур, оно построено в 1936 г., с 2016 г. здесь расположен данный Центр, его музейным фондом, экспонатами, а также «увидели» и наслаждались прекрасным голосом всемирно известного казахского певца Димаша Кудайбергена, исполнившего песню «Я люблю Казахстан».
Айбек Сыдыков из Центра сближения культур, обращаясь к молодежи, участникам форума сказал: «Вы представляете страны, нации, история которых говорит о тысячелетиях совместного проживания и взаимовлияния культур. Современный мир – это мир сотен народов, благодаря информационным ресурсам, глобализации они могут представлять свои культуры, религии и рассказывать о своих обычаях, красоте родного края. В наше время особую актуальность приобретает умение признавать и ценить различия, самобытность, присущие религиозным конвенциям, молодежным, социально-культурным явлениям». Вместе с тем было замечено, что гигантский информационный поток требует навыков политического анализа, медийной грамотности, умения использовать информационные технологии для отстаивания собственных национальных интересов и взглядов, в поиске своего места в глобальном процессе мироустройства. Великий шелковый путь демонстрирует феномен культурной и конфессиональной толерантности. Ведь перемещение товаров, изобретений, научных знаний, религиозных верований проходило по всей территории Евразии. Это был диалог культур, приведший к большому экономическому подъему и процветанию стран. Основной задачей Центра является проведение мероприятий, способствующих сближению культур и народов. Результатами этих дел для молодых станут новые знания, события, имена, открытия, обретение радости познания. К обсуждению и моделированию будущего евразийского континента, в котором молодым людям захочется жить и работать и за построение которого они готовы взять на себя ответственность, были приглашены талантливые, перспективные и инициативные ребята из разных стран Великого шелкового пути.
Международный центр сближения культур – уникальная платформа для сотрудничества, диалога в интересах мира, устойчивого развития, формирования планетарного сознания на основе уважения уникальных ценностей и сохранения культурного многообразия. Здесь каждый может выразить свое мнение, точку зрения, быть услышанным и вносить свой вклад в достижение идеалов ЮНЕСКО. Креативные идеи, предложения обязательно найдут поддержку и отклик. Не зря говорят, помня о прошлом, стремиться к будущему. Только тесные межгосударственные отношения, взаимообогащение культур и приумножение знаний позволит человечеству достичь нового уровня развития и прогресса.
Команда клуба ЮНЕСКО «Зангар» школы-гимназии №5 г. Алматы. Девиз этой команды – «Друзей не может быть много. Мы всегда рады новым знакомствам и новым друзьям!» Участники команды объявили, что этот форум проходит и в рамках празднования 30-летия независимости Республики Казахастан. Свое выступление «Зангар» начали с представления ответов на блиц-опрос: «Почему я участвую в форуме детских и молодежных инициатив «Великий шелковый путь – путь путь диалога?» Ответы были самыми разными. Аружан Нурахманова, Никита Белоцерковский, Эльнара Адильбаева, Тамилла Нуркасым, Камила Абдугали и другие сказали: «Я думаю, это круто!» , «Участие дает много нового», «Новый опыт, появятся новые друзья», «Получить новые навыки общения и больше узнать о культуре других стран», «Расширить круг своих знаний, проявить лидерские качества», «Знакомство самовыражения и знакомство с другими культурами», «Привлекает процесс творчества и опыт культурного общения».
В презентациях команды «Зангар» было отмечено, что в список Всемирного наследия «вошли 33 объекта коридора Великого шелкового пути, который проходил через Китай, Казахстан и Кыргызстан». От Казахстана в этот список вошли восемь объектов в регионе Костобе, Актобе, Кулан, Каялык, Талгар, Орнек, Акыртас. В выступлениях, красиво оформленных слайдах школьниками клуба ЮНЕСКО была представлена яркая картина движения караванов с товарами по древней трассе. Шелковый путь, констатировали они, это не одна дорога, а сеть различных маршрутов от Италии до Японии, от Монголии до острова Ява. По этим дорогам шли караваны купцов, которые везли товары с Востока на Запад, а обратно возвращались совершенно с другими. Маршруты были опасными и длительными, например караван от китайской границы до Запада шел почти год. Черный перец впервые попробовали в Индии, и уж потом он стал самым востребованным в Европе. Шелк изобрели в Китае, хотя китайские мастера долго скрывали свои изобретения, но вскоре они стали известны всему миру, и все благодаря Шелковому пути. Эта дороги являлись не только торговыми сетями, по которым перемещались товары, предметы роскоши, они были и носителями культур, распространителями различных знаний, вероучений. Вместе с купцами к караванам присоединялись поэты, философы, ученые, паломники. Так Восток и Запад обменивались ремеслами, искусствами, идеями, приобщались к изучению других языков, культур и научных трудов. Все это значительно повлияло на историю и развитие цивилизаций евразийских народов. Путешественники вели торговую деятельность, участвовали в интеллектальных и культурных обменах, проходивших на территории городов, через которые пролегал Шелковый путь. Насколько удивительна история этого великого сухопутного, транснационального пути! Он сыграл колоссальную роль, соединив отдаленные страны и народы, связав материальную и духовную культуры. Следует заметить, что история этой трассы берет свое начало с 138 г. до н.э., когда из Ханьской столицы вышел посольский караван князя Чжан-Цяня, отправленного императором У-ди в неведомые западные страны. Через несколько лет по этому пути на Запад стали отправляться караваны с шелком, а в Китай шли товары из Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии.
На территории Казахстана Шелковый путь начинался с китайских границ. Во II в. до н.э. – первой половине I тысячелетия, когда Шелковый путь активно функционировал, в Казахстан проникает римское стекло и монеты, китайский шелк, зеркала, лаковая посуда и др. В этот же период в долинах Чу, Таласа и Сырдарьи формируются городские центры. Основная трасса пролегала через юг страны, от Китая торговые караваны двигались через города Сайрам, Яссы, Отрар, Тараз и далее в Центральную Азию, в Персию, на Кавказ и оттуда в Европу. Древние города Казахстана– бесценное культурное наследие, каждый памятник, каменное изваяние в этих местах – это артефакт, который может многое «рассказать» об истории страны. Буддийские монахи шли из Индии в Центральную Азию и в Китай, распространяли новую религию – буддизм. Буддийские памятники обнаружены в ряде городов на Великом шелковом пути. На разных этапах его функционирования проходили изменения в содержании и формах контактов, в изменениях религиозных предпочтений, в утверждении ислама. Однако неизмененным было то, что Шелковый путь сохранял за собой роль межцивилизационного моста. Великий шелковый путь как торговая магистраль не был чем-то застывшим и постоянным. В течение столетий приобретали важное значение те или иные участки пути, некоторые отмирали, приводя к упадку города и центры, расположенные на нем. Выбор того или иного маршрута зависел в основном от политической и экономической расстановки сил на евразийском континенте.
Катализатор цивилизаций. В заключительной части своего выступления «Современный Шелковый путь – катализатор диалога цивилизаций» команда «Зангар» рассказала о современных тенденциях и проектах во возрождению Великого шелкового пути. ЮНЕСКО при поддержке более 55 стран Азии, Африки и Европы возрождает Великий шелковый путь в современном цифровом пространстве для международного сотрудничества и межкультурного диалога, активно поощряет программы, направленные на сближение, изучение, распространение богатого наследия Шелкового пути. Современный мир сталкивается с такими угрозами и вызовами, как пандемия Covid-19, кризисы, снижение доверия, споры по границам между странами и др. Решение этих проблем видится через сферы политики, экономики, культуры, общество и молодежь. Сегодняшней молодежи принадлежит будущее, они уже сейчас должны участвовать в проектах по актуальным вопросам современности. Создано большое количество программ по развитию коммуникационных отношений между странами Великого шелкового пути. В их числе такие, как «Один пояс и один путь», инициатива Всеобщих стран Юго-Восточной Азии (ASEAN). Программа Южноазиатского субрегионального экономического сотрудничества (SASEC), Программа центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (САREC) и др. Учитывая «уникальный симбиоз восточных и западных культур в Казахстане», большое внимание уделяется развитию международного сотрудничества в дипломатии, культуре, науке, торговле и туризму. Важнейшими составляющими современного этапа развития Великого шелкового пути стали транспортные связи и туризм. Всемирная туристическая организация приступила к реализации долгосрочного плана «Туризм на Великом шелковом пути» – Создана единая концепция трансконтинентального туризма. К ней подключились туристические организации 19 стран, входящие в регион Великого шелкового пути, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана, Казахстана, Таджикистана, России, Ирана, Грузии, Армении, Азербайджана, Китая, Пакистана, Турции, Японии, Индии и др.
Команда «Зангар» предложила также несколько призывов-пунктов популяризации транснационального туризма: повысить уровень общения и контактов между представителями различных культур; многообразие культур – одно из ключевых условий существования современного общества; развивать культуру общения и умения принять точку зрения и позицию другого; не поддаваться на провокационные внешние различия уровня жизнедеятельности представителей различных культур и национальностей; в процессе творчества отсутствует деление на сильных и слабых – все равны; активный диалог культур и др.
«Международный детский конгресс» – клуб ЮНЕСКО, РФ, г. Москва. Эта команда представила картину Шелкового пути, пролегавшего через территорию России и граничащие с ней страны. Северное ответвление этого пути проходило через низовье Волги, современную Ростовскую область, Алтай, Чечню, Ингушетию и Осетию, о чем свидетельствуют многочисленные археологические раскопки и исследования в области географии и истории. Значение древней торговой магистрали в историческом развитии России велико, ведь по ней распространялись идеи, знания, технологии, изобретения, культурные традиции и религиозные учения. Исследования роли транспортных коммуникаций Шелкового пути считается сферой изучения жизненно важных интересов для российского государства.
В презентации команды отмечалось также, что сложившиеся связи государств, граничащих на юге с Россией, опирались на традиции дружбы, укрепление дружественных отношений, добрососедство, сотрудничество и взаимопомощь. Всестороннее взаимодействие между странами отвечает коренным национальным интересам российского народа, служит миру и безопасности. Об актуальности данной темы, свидетельствует и проект возрождения Великого шелкового пути, в котором Россия принимает непосредственное участие. Целью проекта является формирование новой системы международных и межкультурных отношений как в Центрально-Азиатском регионе, так во всем мире. Участники команды из Москвы выступают за молодежное взаимодействие на просторах Шелкового пути посредством сотрудничества и участия в проекте МСР – платформе межкультурного сотрудничества, в клубах ЮНЕСКО и др.
Целью клуба «Международный детский конгресс» является поддержка интересов современных детей в живописи, музыке, литературе, театральном искусстве, кинематографии, хореографии, дизайне. Проект дает возможность взаимовыгодно использовать опыт, накопленный разными странами в рамках деятельности клубов ЮНЕСКО по всему миру, а именно, осуществлять сохранение культурного наследия, объединять юные таланты, создавать среду для коммуникации, обмена навыками и возможностями в области искусства и культуры. Участие школьников в различных проектах, конкурсах, форумах, круглых столах, мастер-классах развивает их дарования, формирует коммуникативные способности, воспитывает уважение к мнению и взгляду других. Программа клуба оказывает подросткам и юным знатокам многостороннюю консультативную помощь, поддержку в расширении исторических знаний, в ярком выражении своих идей, фантазий, мечты о творчестве и открытиях.
Проводимые клубом съезды являются ежегодной финальной платформой интеграции различных видов искусства, межкультурного и межнационального обмена идей и смотра-оценки качества реализации цели культурного развития общества. Организаторы и участники клуба стремятся воплотить творческие фантазии по созданию своей новой истории, видение будущей эпохи. При этом они применяют как классические знания, опыт предшествующего старшего поколения, так и включают свою ответственность, осознание, что в этом будущем многое будет зависеть именно от них, потому они прогнозируют, какие знания и способности потребуются, чтобы это будущее было благотворным и успешным. «Создавая свой мир, говорит участница клуба, мы продумываем все, где хотим жить и чего хотим достичь, сохраняя при этом лучшее из культурного и исторического наследия наших предков. В мероприятиях нашего клуба за время его деятельности приняло участие более трех тысяч человек из более тридцати городов и тридцати стран мира».
Поводя итог выступлению и демонстрации проводимых проектов со школьниками, директор клуба ЮНЕСКО «Международный детский конгресс» г. Москвы Валерий Темнов и руководитель проекта Денис Серегин отметили основное направление их работы. Это – создание условий для развития и проявления творческого потенциала подрастающего поколения. Руководители клуба всегда прислушиваются к мнениям и желаниям детей, учитывают их интересы, способности и, исходя из этого, определяют мероприятия, виды и формы художественно-творческой деятельности. «Мы хотим, – заметили они, – создать комфортные условия для общения детей, чтоб они могли конкурировать в творчестве и развивать свои способности».
Команда «Коммуникатор», Узбекистан. Это команда состояла из студентов УзГУМЯ, факультета международной журналистики, направление – «Лингвистическое обеспечений межкультурной коммуникации». Капитан команды Анастасия Потапова во вступительной части сказала: «Мы представляем команду «Коммуникатор» от Республики Узбекистан. И данное наименование мы выбрали неспроста. В современном мире, в эпоху интеграции, культурного обмена, большое значение имеет межкультурная коммуникация, которая осуществляется на разных уровнях и вовлекает в круг общения много молодежи». В дискуссию-диалог от УзГУМЯ вместе с Анастасией включились студенты Барно Бабаджанова, Жасур Абдуалимов, Раъно Шоазизова, Покиза Аллоберганова, Камила Абдулахатова, Фатима Тулкунова. Парвина Гасанова, в качестве соучастников присутствовали и другие их сокурсники.
Презентация открывалась своего рода одой Узбекистану, поэтическим прославлением его «полей бескрайних караван», широкой известностью как солнечного, дружелюбного и гостеприимного края. Хорошо известен Узбекистан и своими древними городами, историческими памятниками, зодчеством, посмотреть на которые приезжают гости, путешественники из различных стран и континентов. Самым большим богатством Узбекистана являются его люди и особенно молодежь, на которую приходится более 60% населения, а средний возраст жителей страны составляет 25 лет. В республике имеется около 70 высших учебных заведений, также открыто много филиалов ведущих университетов зарубежных стран.
Молодежь является самой динамичной социальной группой, на нее возлагаются большие надежды, это будущее нации. С провозглашением независимости Узбекистана молодежная политика является одной из важных стратегических направлений государственной деятельности.
Узбекистан и Мусульманский Ренессанс. Через территорию Узбекистана, Среднюю Азию проходил Великий шелковый путь. Он объединял страны Востока и Запада, служил обменом культурными и духовными ценностями, ставшими уникальными для всего человечества. Такие древние города, как Самарканд, Бухара, Хива, Шахрисабз, Термез, Ташкент и другие – это жемчужины Востока, живые памятники-музеи под открытым небом, они олицетворяют высокое искусство и мастерство градостроительства, архитектуры и культуры древнего мира. На этой территории в далеком историческом прошлом были такие древние города-государства, как Согд, Бактрия, Хорезм, Фергана, Чач. В эпоху Мусульманского Ренессанса (IX–XII, XIV–XV веков) регион Средней и Центральной Азии являлся очагом высокого развития науки, образования, книжного, художественного, литературно-поэтического и ремесленного искусства, широко развивались международные и дипломатические отношения. Мусульманский Ренессанс прославился возникновением Хорезмской Академии Мамуна (1004 г.), созданием великих творений в области медицины, математики, естественных наук, философии, астрономии, правоведении, их создавали и развивали такие всемирно известные учены-энциклопедисты, как Абу Али ибн Сина (980–1037), Абу Райхан Беруни (973–1048), Аль Бухари (810–870), аль-Хорезми (780–850), аль-Фараби (870–950), Мирзо Улугбек (1394–1449), Алишер Навои (1441–1501), Захириддин Мухаммад Бабур (1483–1530) и др.
Современный Узбекистан закладывает фундамент и стремится к возрождению третьего Ренессанса. Это придает импульс всей молодежи в полной мере проявить свои таланты, обогатиться новыми научными знаниями и продвинуть общество на новый уровень развития.
ЮНЕСКО и межкультурный диалог. Узбекистан вступил в ЮНЕСКО в качестве суверенной независимой страны 29 октября 1993 г. и ведет активное сотрудничество в различных направлениях ее деятельности. Молодежь Узбекистана участвует также в работе таких международных организаций, как ООН, ЮНЕСКО. ЮНИСЕФ реализует свои творческие планы, стремится внести свой вклад в развитие страны. Межкультурный диалог молодых и подрастающих поколений республик Центральной Азии и стран, расположенных по Шелковому пути, помогает их сближению и обогащению знаниями истории, культуры разных народов, знакомству и обмену опытом, совместному участию в различных образовательных программах. В список Всемирного наследия ЮНЕСКО входят четыре архитектурных комплекса Узбекистана – Ичан-Кала в Хиве, исторические центры Самарканда, Шахрисабза. Угам-Чаткальский национальный парк и девять памятников нематериального наследия.
Члены студенческой команды «Коммуникатор» внесли свои предложения по активизации межкультурного диалога. Одним из путей сближения молодежи, по их мнению, является совместное проведение форумов, конференций, фестивалей. Учитывая рост компьютерной информатизации и перехода на новый качественный уровень взаимоотношений в виртуальном пространстве, предпочтительно создать интернет-платформы для дистанционного общения и обмена опытом по различным аспектам Шелкового пути. Следующее предложение касалось развитие обмена образовательным обучением, программами. Современная молодежь изучает иностранные языки и владеет несколькими языками, в том числе европейскими и восточными. Потому целесообразно было бы ввести обмен студентами, учащимися между учебными заведениями, вузами стран Шелкового пути для обучения в течение одного или двух семестров. Это позволит лучше узнать друг друга и коммуницировать по различным аспектам знаний, послужит опорой для развития международного диалога среди студенческой молодежи.
Подводя итоги, выступающие из команды «Коммуникатор», сказали: «Великий шелковый путь – это феномен мировой истории и культуры, своего рода артерия, по которой в течение многих столетий осуществлялись контакты многих народов и государств. Поэтому на примере исторического опыта взаимодействия культур на этих транснациональных трассах мы, молодые, будем вносить свой вклад для возрождения этой межкультурной коммуникации, принимать участие в грандиозном обмене идей».
«Центр детского и юношеского творчества» – клуб ЮНЕСКО в Кыргызстане. Средняя школа № 2 города Токмака. Тема презентации этого клуба была названа «Потомки великого Баласагына». Участники представили историю Кыргызстана в контексте Великого шелкового пути, рассказали о древних памятниках, достижениях страны, о роли молодых кыргызстанцев по изучению и возрождению великой торговой трассы. В исторической судьбе кыргызов и государственных объединений большую роль сыграл Великий шелковый путь. Территории и народы древнего Кыргызстана находились у истоков и в центре формирования величайшего экономического феномена мировой истории – Великого шелкового пути. Важнейшими памятниками средневековья являются минареты. Они начали строиться на территории Кыргызстана в связи с распространением ислама как государственной религии. С минаретов мусульман призывали к молитве, а также они служили, своего рода маяком для путников и торговых караванов, направлявшихся с отдаленных дорог, пустынь к городу. С арабского слово «минарет» переводится «дающий свет». На вершине минарета располагались светильники, которые зажигали с наступлением темноты. Одним из ярких образцов средневековых минаретов в Кыргызстане является величественный архитектурный памятник Башня Бурана. Она расположена близ города Томок, построена в Х в, первоначально ее высота составляла 40 метров, сейчас – 24 метра. Уникальными архитектурными памятниками являются и караван-сараи, мавзолеи. Особое место среди них занимает Таш-Рабат (ХVв.), сложенный из плоских камней. Он находится в 80 километрах от села Ат-Башы Башинского района Нарынской области. Высота сооружения составляет 20 метров, в нем насчитывается 31 помещение. В средние века он служил своего рода «гостиницей» для караванов, паломников, путников.
Всего на территории Кыргызстана, говорилось в выступлении команды, расположено более 5 тысяч исторических памятников, из которых более двух тысяч находится под непосредственной охраной государства. Термин «Великий шелковый путь» был введен в 1877 г. немецким географом Рихтгофеном. Завоевательные походы Александра Македонского, в войска которого включались многие ученые, географы, историки, значительно расширили познания Запада и Востока друг о друге. Это также создало предпосылки для установления торговых связей между странами этих регионов. Китай вначале экспортировал нефрит из Хотана и Яркенда, а ввозил породистых арабских скакунов, которые по своим качествам превосходили низкорослых китайских лошадей. В 121 г. до н. э., как отмечают источники, из границ Китая отправился первый верблюжий караван с шелком и бронзовыми зеркалами к Ферганскому оазису через Турфанскую впадину вдоль Огненных гор и отрогов Тянь-Шаня. В 117 г. до н. э. правитель У-ди направил Чжан Цяня с новой миссией, с большим количеством денег и шелка – на этот раз в землю Усуней, населявших бассейн реки Или. От Усуней послы должны были разъехаться по другим странам, начиная с соседних среднеазиатских Кангюя, Бактрии, Согдианы. Кроме шелка, по транснациональному пути из Китая караваны везли фарфор, металлическую посуду, лакированные изделия, косметику, чай, рис, бивни крупных животных, черепаховые панцири, носорожьи рога, пряности и др. Из Центральной Азии вывозились в Китай кони, особенно там ценимые, военные снаряжения, золото, серебро, полудрагоценные камни, изделия из стекла, кожа, шерсть, ковры, хлопчатобумажные ткани, экзотические фрукты – арбузы и персики, а также курдючные овцы, охотничьи собаки, леопарды и львы.
Затем команда клуба ЮНЕСКО в Кыргызстане представила слушателям их выступлений карту движения торговых караванов от Урумчи (Китай) через Кашгар, Самарканд, Ашхабад до Закавказья, Тбилиси и Еревана, перечислила основные государства на этом направлении Шелкового пути. Следующий раздел выступления школьников назывался «Интересные факты». Среди них: 1. Несколько раз Шелковый путь находился под присмотром государств монгольской империи, империи Тимура и др. 2. Важным достижением этой великой трассы стало появление множества городов в Азии, были построены дороги, гостиницы, склады, караван-сараи и др. 3. Примечательно, что сами торговцы никогда не называли свой маршрут Великим шелковым путем. Он назывался по-разному, в том числе, «Нефритовый путь», «Алмазный путь» и т.д.
В конце команда «Центр детского и юношеского творчества» г. Токмака сделала заключение: «… хотя уже в течение нескольких столетий Великий шелковый путь не существует, память о нем живет в народах, через территории которых он проходил. Это важная страница событий минувших столетий, это то, что помогало городам, странам развиваться, объединяться, вести переговоры и контактировать. Необходимо расширение сотрудничества в сфере туризма, проведение перекрестных мероприятий, недели, декады презентаций по межкультурным взаимоотношениям. Мы приветствуем проекты, программы, направленные на воссоздание Шелкового пути – культурного наследия всемирной значимости. Это все поможет нам лучше узнать друг друга и ближе познакомиться с историей народов и государств».
В современном Кыргызстане глубоко почитаются и его великие исторические личности, деятели культуры, литературы. Например, автор широко известного произведения «Кутадгу билиг» («Благодатное знание»), созданное в 1069–1070 гг. Юсуфом Баласагуни. Он родился в городе Баласагун (ныне городище Бурана). Поэт хорошо знал и высоко чтил творения Ибн Сины, аль-Фараби, Фирдуоси и других великих деятелей Востока. Юсуф Баласагуни является одним из основателей тюркской письменной литературы. Его именем назван Кыргызский национальный университет в г. Бишкеке. На главной площади столицы Ала-Тоо воздвигнуты памятники герою национального эпоса «Манас» и всемирно известному писателю Чингизу Айтматову.
На международном форуме выступили также с презентациями команда «Таш-Рабат» Акбашинского района Кыргызстана, команда Детского образовательного центра «Баластан» клуба ЮНЕСКО г. Таласа. Команда «Таш-Рабат» рассказала об уникальности своего исторического края, на примере экспонатов показала виды ремесел и прикладного искусства кыргызских мастеров по вышиванию неповторимых узоров на тканях, шитью красивой национальной одежды. Учащиеся также продемонстрировали с помощью артефактов образцы кыргызских жилищ, юрт, башен, различных изделий, предметов быта и украшения.
Члены команды «Баластан» представили социальный проект «Это счастье –когда тебя понимают! Диалог культур, народов, цивилизаций». Они отметили, что культура каждой нации должна цениться, это хорошее дело, оно позволит укрепить толерантность, противостоять дискриминации и проявлениям насилия. Мы сосредоточили, сказали они, свое внимание именно на эти аспекты и потому создали проект, искали ответы на поставленные вопросы. Цель проекта команды: 1. Показать проявление равнодушия и нетерпимости к другим культурам, случающимся в жизни нашего города. 2. Помочь людям осознать, что мы разные, но мы похожи в проявлениях радости и горя, что планета Земля – единственное место обитания для всего человечества. 3. Проявить активность по отношению к другим, пробудить в людях чувство любви, справедливости и сострадания к нуждающимся в этом.
Для реализации этой цели члены команды разработали несколько акций, случаев и провели свои «задумки» на улице среди прохожих, в беседе-интервью со случайными людьми. Так, девушка случайно обронила кипу документов на улице, одни прохожие остановились и стали помогать собрать бумаги. В другом случае, все проходили мимо, никто не помог. Было проведено несколько разных акций: по отношению к «нуждающимся в помощи», конкурс рисунков, клуб подростков, создание эссе на тему «Путь к самому себе», «Что такое жить в мире», «Что такое дружба» и др. Были и другие интересные акции-призывы «Мы за чистый город Талас. Долой пакеты!», «Как здорово жить в Таласе!». «Юные журналисты». Акция по поддержке Великого шелкового пути включала темы «Национальные игры и танцы в праздник Навруз», «Марафон народных игр», ярмарка «Великий шелковый путь – путь диалога», «Ребята, давайте жить дружно». В целом по демонстрируемым роликам, фото видно, что члены клуба «Баластан» ведут активную деятельность, привлекают молодежь города Талас в Кыргызстане к добродеятельности, коммуникативности, взаимосотрудничеству.
Проведенный первый Международный форум детских и молодежных инициатив «Великий шелковый путь – путь диалога» Центром сближения культур под эгидой ЮНЕСКО в Алматы явился важным шагом на пути установления взаимосвязей между молодежью разных стран. Ведь к этому мероприятию команды и руководители готовились, изучали материалы, оформляли свои презентации, подбирали иллюстрации, готовили экспонаты, видеоролики. Участники разных стран получили разностороннее представление о Шелковом пути, о достопримечательностях других стран, ребята обогащались знаниями как при подготовке материалов, так и при выступлении, заслушивании других презентаций команд-участников. В условиях, когда образовательные программы учебных заведений республик Центральной Азии и стран СНГ имеют различия, некоторое преобладание исторических достоинств своего отечества, подобные диалоги молодых, их обмен познаниями истории Шелкового пути – благоприятный мост к взаимообмену и лучшему узнаванию друг друга, расширению их мировоззрения об истории народов как Центрально-Азиатского региона, так и других стран мира.
Фатима Муминова,
профессор, редактор издательства Университета мировой экономики и дипломатии
No Comments so far
Jump into a conversationNo Comments Yet!
You can be the one to start a conversation.