КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И СБЛИЖЕНИЕ КУЛЬТУР

23.08.2021

В Алматы с 10 по 13 августа 2021г. проходила Международная летняя школа педагогов республик Центральной Азии, Азербайджана, России, тема – «Качество образования и сближение культур». Организатором форума явился Центр сближения культур под эгидой ЮНЕСКО. Центр является активным инициатором и организатором многих международных мероприятий по сближению и укреплению культурного и образовательного сотрудничества между народами.

Руководитель Центра – поэт, общественный деятель Олжас Сулейменов и профессор Ф. Муминова

 Возглавляет Центр известный писатель и политический деятель Олжас Сулейменов. В онлайн-формате Летней школы педагогов участвовали ученые, педагоги, молодые исследователи, культурологи, историки, археологи, общественные деятели, искусствоведы, руководители образовательных учреждений.  Развитие планетарного сознания. Представленная участникам программа Летней школы начиналась цитатой, своего рода девизом форума: «Что есть «Сближение культур?» – Народы и нации должны объединить свои усилия для развития всеобщего планетарного сознания, свободного от стереотипов и предрассудков» (ЮНЕСКО). В условиях роста природных катаклизмов, вызванных и потеплением климата, увеличения техногенных катастроф, агрессивных экстремистских действий, возникновения нестабильности и миграций современный мир становится прозрачным и где-то сжимающимся. Развитие планетарного или общечеловеческого сознания и мышления – это веление времени, путь поиска мирного и благополучного сосуществования народов, населяющих планету Земля. Образование и культура являются важнейшими социальными институтами и располагают огромным потенциалом обучения и подготовки нового поколения квалифицированных специалистов, наделенных лучшими качествами совершенной личности. Все эти мысли нашли свое отражение в выступлениях и презентациях спикеров, секционных обсуждениях участников Летней школы педагогов.

Обсуждаемые темы и проблемы. На открытии форума с приветственной речью выступили заместитель директора Международного центра сближения культур Айбек Сыдыков и Арина Мясоед, руководитель сектора Кластерного Бюро ЮНЕСКО по Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану и Узбекистану. Они отметили значимость данного мероприятия, роль педагогов, образования в культурном сближении народов, обучении и воспитании молодежи, молодых кадров специалистов, отвечающих высоким требованиям современности.

Основные доклады и презентации представили спикеры В.С. Толмачев, руководитель отдела науки Центра сближения наук, В.А. Новоженов, кандидат исторических наук, Н.С. Исаева, профессор, А.Р. Нурдубаева, профессор, П. Шозимов, профессор из Таджикистана, Ф. Мамедов, профессор из Азербайджана, Ф.И. Муминова, профессор из Узбекистана, И. Асланова, исследователь-теолог из Кыргызстана, О. Курбанханов, М. Алибекова, преподаватели из Таджикистана, и др.

Руководитель отдела науки Центра сближения наук В. Толмачев

Спикер В.Г. Толмачев в своем выступлении рассказал о вкладе Международного центра сближения культур в развитие Евразийской сети  вузов по поддержке культуры знаний без границ «Аль-Фараби – Абай». Докладчик отметил, что по инициативе Центра сближения культур создана Евразийская сеть университетов, в которую входит шестнадцать вузов. Сегодня растет число желающих включиться в эту сеть и расширить ее платформу по тематике и содержанию. Также было акцентировано внимание на факторах, обеспечивающих качество образования в контексте сближения культур.

    Нуржаур Исаева представила доклад на тему «Самоактуализация молодых через мотивацию волонтерства в процессе обучения». В нем были раскрыты исторические аспекты волонтерства, их популярность в Казахстане, поддержка этого вида молодежной деятельности государством, выделение грантов на реализацию различных социальных проектов. Педагоги вузов внедряют волонтерство в учебный процесс, учебный план и в преподавание курсов, например, в дисциплину «Служение обществу». Профессор Н. Исаева отметила, что волонтерская активность становится «социальным лифтом» для молодых, помогает им приобрести жизненный опыт, навыки коммуникации, влияет на качество их жизни и образования.

Профессор Фуад Мамедов, представитель Ассоциации культуры Азербайджана, осветил тему влияния культуры на становление совершенной личности. Ф. Мамедов является автором многих книг по культурологии, в их числе – «Культурология», «Культурология как путь к эффективной жизнедеятельности», «Интеллект», «Культурология: ответы на вызовы ХХI века», «Путь к совершенству. Культурологический мастер-класс»» и др. В докладе ученого были представлены важные результаты его исследований, например, культурологическая пирамида, состоящая из трех уровней: исследования, понимания и созидания, – а также были приведены формула совершенства, слагаемые приоритетов этики стран Востока и Запада, пути, обеспечивающие влияние культурологии на устойчивое развитие мировых сообществ и др.

 Историк В. Новоженов

Выступление историка Виктора Навоженова имело название «Наскальное искусство Центральной Азии как коммуникационная сеть», оно сопровождалось демонстрацией обширного иллюстрационного материала, документальных видеосюжетов, где рассказывалось о методике изучения, датирования различных рисунков, древнейших петроглифов Казахстана, лектор также отметил значение исследований края, проводимых совместно с зарубежными экспедициями, археологами.

Профессором из Узбекистана Ф.И. Муминовой был представлен доклад на тему «Взаимосвязь профессиональных и культурологических компетенций в педагогической деятельности». Докладчик раскрыла понятие компетенций в системе образования и различные подходы к выделению их параметров. Основными тезисами выступления были: 1. В современных условиях, когда нарастают различного рода угрозы, вызовы глобального характера, обучающейся молодежи, будущим специалистам производств необходим хороший пласт знаний человеческого развития и мировой культуры. Это составляет часть фундаментальных ценностей высокообразованной личности. Не случайно, известный узбекский писатель, педагог, просветитель Абдулла Авлоний (1878– 1934) писал: «Воспитание для нас – это вопрос жизни или смерти, спасения или гибели, свободы или бедствия». («Тарбия биз учун ё хаёт – ё мамот, ё нажот – ё халокат, ё саодат – ё фалокат».) 2. Наблюдаются некоторые противоречия между образовательной школой и средой, в которой непосредственно пребывает обучающийся. Образование должно учитывать его взаимоотношения с социальной средой, в которой он непосредственно живет и с которой соизмеряет свои вузовские знания. Рынок выдвигает новые требования к подготовке специалистов, которые должны найти свое отражение в образовании.  Будущему специалисту необходимо обладать не только способностями решать практические задачи, но и обладать высокими личностными качествами, жизнеустойчивыми ценностями, умением находить выход из различных ситуаций, например, роста конкуренции, возникновения безработицы и других проблем.

Профессор Пулат Шозимов, преподаватели Обидхон Курбонхонов и Марифат Алифбекова из Таджикистана поделились своим опытом педагогической деятельности. Для участников форума представлена презентация о методах интерпретации контекста и концепта в образовательной практике. Отмечалось, что один и тот же объект может быть рассмотрен с разных позиций, потому студенту важно правильно понять смысл различных текстов и концепций. Неправильные интерпретации могут привести к неправильным выводам и стать причиной возникновения непонимания между людьми, конфликтных ситуаций.

Спикер Индира Асланова из Кыргызстана посвятила свое выступление практическим вопросам формирования культуры религиозной терпимости у молодежи. Ее подход к освещению темы был построен в интерактивной форме, ставился, например, вопрос «Зачем развивать религиозную терпимость?» и затем обсуждались актуальные стороны этого аспекта. Были представлены иллюстрации из деятельности Центра религиоведческих исследований Кыргызстана, о проведении образовательного проекта «Единство в многообразии», участниками которого была молодежь от 18 до 25 лет из всех регионов Кыргызстана. Также в презентации имелся блок о проводимых мероприятиях по изучению состояния религиозной культуры в кыргызских школах, об организации учащимися конкурсов рисунков, дискуссий на тему «Понимание себя и других», при реализации проектов активно использовались онлайн- и офлайн-форматы.

В Международной летней школе педагогов обсуждались самые разные темы и вопросы по повышению качества образования. Участники форума, представляя разные страны, вузы и системы образования, олицетворяли собой своего рода единство в многообразии. Выявилось как много общего, так отличительного в практике международной педагогической деятельности. Это все служит хорошей платформой культурного сближения народов и стран. На завершающем этапе при закрытии Летней школы были подведены итоги и высказаны предложения по дальнейшему развитию межкультурного взаимосотрудничества. Так, была предложена организация своего рода молодежного круиза, туристического поезда по странам Центральной Азии, России и другим регионам. Это позволит школьникам, студентам, подрастающему поколению лучше узнать культуру и историю соседних стран, достопримечательные места, памятники архитектуры как Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, так и России, Азербайджана и др. стран. Рекомендовано издать центральноазиатское учебное пособие педагогов. Доклады и выступления участников Летней школы педагогов легли в основу публикации сборника научных статей по теме форума.  

Фатима Муминова,
доктор филологических наук, профессор,
редактор издательства Университета
мировой экономики и дипломатии

No Comments so far

Jump into a conversation

No Comments Yet!

You can be the one to start a conversation.

Your data will be safe!Your e-mail address will not be published. Also other data will not be shared with third person.

2 × 2 =