Современные международные отношения становятся объектом внимания многих исследований, диссертационных работ, научных статей, творческих и публицистических трудов ученых, педагогов, историков, политологов, специалистов-международников, журналистов. Одной из актуальных и востребованных общественностью стала коллективная монография «История международных отношений Республики Узбекистан», выпущенная издательством УМЭД.
Республика Узбекистан активно включается в международное сотрудничество с ведущими странами мира, продвигает свои национальные внешнеполитические интересы на основе равноправия, уважения суверенитета государств и международных норм взаимоотношений с зарубежными странами. О достижениях во внешнеполитической деятельности Узбекистана в годы независимости, об инициативах и успехах республики в различных сферах экономики, политики, культуры и расширении ее взаимоотношений с иностранными государствами, международными организациями, крупными производственными предприятиями ведется серьезный и профессиональный разговор в монографическом исследовании «История международных отношений Республики Узбекистан». Коллективный труд подготовлен под руководством доктора исторических наук, профессора Университета мировой экономики и дипломатии Рахмона Фармоновича Фармонова. В подготовке данного труда участвовало семнадцать авторов, преимущественно члены кафедры «Социально-политических наук» университета. Авторами многих разделов явились профессор Р. Фармонов, доктор политических наук Кадыр Джураев, доктор исторических наук, профессор Мирзохид Рахимов, кандидат исторических наук Ранохон Турсунова, кандидат политических наук Зебо Зарипова, кандидат исторических наук Ирода Шамсиева, кандидат психологических наук, доцент Азиза Усманова, исследователи Акром Умаров, Отабек Наимов и др.
Монография состоит из пяти глав, которые включают двадцать три раздела, и отражает последовательное освещение аспектов международных отношений в соответствии с регионами и обозначенной проблематикой. Первая, вводная глава «Провозглашение независимости Узбекистана и процесс формирования внешней политики» освещает такие темы, как: основные принципы и этапы внешней политики Республики Узбекистан», концепции внешнеполитической деятельности Узбекистана, инициативы Узбекистана по обеспечению региональной безопасности, влияние афганского фактора на формирование внешней политики Узбекистана. Характеризуя современный внешнеполитический курс Узбекистана, Р.Фармонов, замечает, что главной целью внешней политики является укрепление независимости и суверенитета государства, отстаивание национальных интересов, упрочение безопасности и стабильности в регионе. «Одновременно внешняя политика, – пишет ученый, – направлена на формирование благоприятных внешнеполитических условий для устойчивого развития страны и закрепления ее международного авторитета. Узбекистан заинтересован в развитии взаимовыгодных связей с Россий, Китаем, США, Германией, Францией, Великобританией, Японией, Южной Кореей, Индией и другими странами». Здесь также отмечается, что двусторонняя и многосторонняя дипломатия Узбекистана направлена на укрепление стабильности и безопасности региона. Президент Узбекистана Ш. М. Мирзиеев объявил, что приоритетным направлением внешней политики нашего государства является Центральная Азия.
Продолжая рассуждение в этом ключе, профессор М. Рахимов более подробно анализирует инициативы Узбекистана по обеспечению региональной безопасности. Он апеллирует к историческим данным, приводит примеры выступлений первого президента нашего государства И. Каримова на 48-й (1993), 50-й (1995) сессиях, на «Саммите тысячелетия» (2000 г.) Генеральной Ассамблеи ООН и другим событиям во внешней политике. Одним из основных для обеспечения безопасности региона остается вопрос по урегулированию конфликта в соседнем Афганистане. Исследователь А. Умаров констатирует: «Анализ динамики военного конфликта в Афганистане и действий, предпринятых руководством Узбекистана в середине 1990-х гг. позволяет заключить, что вооруженные конфликты в соседних странах оказали существенное влияние на формирование внешнеполитической линии и стратегии национальной безопасности независимого государства». Далее указывается, что именно возрастание негативного влияния на стабильность регионов Центральной и Южной Азии привели к созданию в 1994 г. специальной миссии ООН по Афганистану, где позиция Узбекистана имела весомое значение. Автором выдвигается предложение о необходимости развивать товарооборот между Исламской Республикой Афганистан и Узбекистаном. В этом отношении, отмечает А. Умаров, «перспективными товарами для экспорта в ИРА являются продукты питания, строительные товары, кожевенные изделия, продукция легкой и автомобильной промышленности, бытовая техника, химические удобрения и др.».
Интеграции Узбекистана в мировое сообщество посвящена вторая глава монографии, здесь рассматриваются вопросы участия Узбекистана в международных организациях, межпарламентского сотрудничества, влияния СМИ на развитие международных отношений. Количество международных организаций в мире, пишет доцент Р. Турсунова, постоянно растет. Если в ХХ в. их насчитывалось примерно 37, то в начале ХХI в. действовала уже 251 организация. Ныне международные организации играют большую роль в урегулировании конфликтных ситуаций, в развитии международного сотрудничества между государствами и регионами мира. После провозглашения независимости 2 марта 1992 г. Узбекистан официально стал членом ООН. «Это событие особенно важно как свидетельство признания республики в качественно новой роли – суверенного субъекта международных отношений. Принятие государства в ООН создало предпосылки для разработки собственного внешнеполитического курса как на региональном, так и на международном уровне». 23 октября 2003 г. началось сотрудничество Узбекистана с ЮНЕСКО. Под эгидой ЮНЕСКО были организованы празднования юбилеев выдающихся деятелей государства, науки и культуры – Амира Темура, Мирзо Улугбека, Камолиддина Бехзода, имама Аль-Бухари, 2700-летие «Авесты» и Хорезмской Академии Маъмуна и др. знаменательных событий.
Организация ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) уделяет серьёзное внимание развитию внешнеполитических отношений между странами Европы и Центральной Азии. НАТО – Организация Североатлантического договора – ведет борьбу по предотвращению угроз терроризма, обеспечению коллективной безопасности. В рамках взаимоотношений с НАТО Узбекистан участвовал в программе «Партнерство во имя мира», принятой в Брюсселе в 1994 г.
Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) признана серьезной межгосударственной структурой, участие в ней России и Китая придало ей большую значимость и «стало фактором формирования нового пространства безопасности в Южной и Центральной Азии». Постоянными членами ШОС являются Китай, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, позднее в нее вошли Индия и Пакистан. Активное сотрудничество развивается между Узбекистаном и Европейским Союзом. На территории Узбекистана действуют и другие международные организации, такие как СНГ, ОИК, МВФ, АБР, специализированные международные учреждения.
Основные направления политики Узбекистана в отношении США, ЕС, Франции и Германии рассматриваются в исследованиях третьей главы книги. Соединенные Штаты Америки стали первым иностранным государством, открывшим свое посольство в Ташкенте в марте 1992 г. Взаимоотношения Узбекистана и США в начале не имели однозначного определенного направления. По мнению профессора М. Рахимова, отношения стран региона и США не достигали значимых результатов по той причине, что определенная часть вашингтонского истеблишмента считала, что Центральная Азия очень далека от стратегических интересов США. Так, «администрация Клинтона, по мнению Ф. Старра, председателя Института Центральной Азии и Кавказа, придерживалась «старой привычки» рассматривать регион через призму Москвы» (Starr F. The United States, Afghanistan, and Central Asia// «Nordiс News letter of Asian Studies». №3. 2002). В последующем, однако, этот взгляд изменился и начали развиваться двусторонние и многосторонние отношения между Узбекистаном и США. В октябре 1996 г. в Вашингтоне Первый Президент И. Каримов встретился с вице-президентом США А. Гором, в июне 1996 г. глава нашего государства И. Каримов совершил официальный визит в США и встретился с президентом Б. Клинтоном, а также с другими официальными высокопоставленными лицами, в ходе встречи был подписан ряд документов по экономическому сотрудничеству между двумя странами. После 11 сентября 2001г. – террористического акта, совершенного в США, «антитерроризм стал определяющим принципом американской внешней политики, что привело к значительной реорганизации внешних отношений Вашингтона». Ученый Рахимов выделяет четыре этапа в развитии отношений США со странами ЦА. В первый период (1990–1994) участие США в решении проблем ЦА было ограниченным и шло формирование двухсторонних отношений со странами региона. Второй период (1995–2000) характеризуется ростом интереса США к ЦА и интенсификацией взаимоотношений между ними. Третий период (2001–2005) – после терактов 11 сентября 2001г. – время тесного партнерства, США значительно увеличили помощь странам Центрально-Азиатского региона. Четвертый период (с 2005 по наст. время) отмечен событиями неоднозначного характера. Летом 2011 г. Госсекретарь США Хиллари Клинтон обнародовала концепцию Нового шелкового пути. По ней предполагалось создание инфраструктуры, которая связывала бы Центральную и Южную Азию через Афганистан, проведение либерализации торговли между регионами. В ноябре 2015 г. Государственный секретарь США Джон Керри во время визита в ЦА встретился с президентами Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана, во время переговоров с которыми обсуждались вопросы двухсторонних отношений и проблемы региональной и международной стабильности. В Самарканде состоялась встреча министров иностранных дел пяти республик ЦА и Госсекретаря США. По ее итогам была принята Совместная Декларация Партнерства и Сотрудничества. В ней отмечались взаимовыгодные условия по развитию региональной торговли, транспортно-коммуникационных, энергетических связей, транзита, противодействия трансграничным угрозам, поддерживалось широкое развитие образовательных, культурных и деловых обменов.
Взаимоотношения Узбекистана и Европейского Союза, замечают исследователи, развивались в начале преимущественно в рамках программы ТАСИС. ЕС и Узбекистан в 1996 г. подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое вступило в силу в 1999 г. В товарообороте Узбекистана страны ЕС занимают после России второе место. Так, в 2012 г. общий объем торговли Узбекистана со странами ЕС вырос по сравнению с 2010 г. почти на 20% и составил более 2,3 млрд долл. США. На территории республики действует 939 предприятий с участием инвестиций ЕС в различных отраслях экономики: автомобилестроении, фармацевтике, нефтегазовой, химической, текстильной и других сферах. Отмечается, что в последние годы успешно реализованы совместные инвестиционные проекты с такими европейскими компаниями, как «МАН», «Даймлер», «Клаас», «Лемкен», «Эйрбас» и др. Вместе с тем «показатели взаимной торговли и привлечение европейских инвестиций в Узбекистан остаются на более низком уровне по сравнению с другими регионами и странами». В качестве примера здесь приводится товарооборот в 2013 г. Узбекистана с тремя странами АТР (Китай, Южная Корея и Япония), который превысил 7 млрд долл., со странами СНГ – 12 млрд долл., в то время как товарооборот с 28 странами ЕС составил 2,5 млрд долл. Здесь также замечается, что главным партнером Узбекистана в Европе является Германия. Если в 2007 г. объем торговли между двумя странами составил 300 млн долл., то в 2013 г. взаимный товарооборот составил 500 млн долл. Совместно с ведущими компаниями Германии в Узбекистане реализованы инвестиционные проекты на общую сумму свыше 1 млрд евро. Далее автор этой темы исследования профессор М. Рахимов отмечает основные этапы развития взаимоотношений между ЕС и странами Центральной Азии.
Узбекско-французские отношения имеют длительную историю, их истоки берут начало с древнего периода, со времени правления Амира Темура (1336–1405). Французский король Карл VI (1368–1422) торжественно встретил в своем дворце в Париже, пишет Фармонов, посланника Амира Темура. В послании А. Темура Карлу VI было отмечено, что «мир процветает благодаря деятельности купцов». Амир Темур также указывал, что «разные вероисповедания мусульман и христиан нисколько не мешают сотрудничеству и торговле между населением Туркестана и Франции». Следует заметить, что профессор Рахмон Фармонов является большим знатоком истории Франции. Им изданы несколько научных статей, монографий и учебных пособий по Франции, он учился в Париже, в университете Сорбонна, и там подготовил диссертации по этой тематике. В Ташкенте прошла презентация книги Р. Фармонова «Амир Темур и Наполеон». На современном этапе сотрудничество между Францией и Узбекистаном интенсивно развивается. Если первый визит президента Узбекистана во Францию состоялся в ноябре 1993 г., то в апреле 1994 г. президент Франции Франсуа Миттеран посетил нашу страну с официальным визитом. А его супруга, госпожа Даниэль Миттеран, в ходе этого визита посетила УМЭД, встретилась со студентами и преподавателями, рассказала о достижениях Франции, ответила на многочисленные вопросы собравшихся, в том числе относительно укрепления французско-узбекских отношений. В октябре 1993 г. Узбекистан стал членом ЮНЕСКО, штаб-квартира которой находится в Париже. С тех пор между Узбекистаном и ЮНЕСКО ведется активное сотрудничество в области науки, образования, культуры и информационной деятельности.
Четвертая глава монографического исследования носит название «Международные отношения и стратегическое сотрудничество с РФ, со странами СНГ, Туркменией, Китаем, Японией и Южной Кореей». Здесь также собран и проанализирован огромный материал о международных связях между Узбекистаном и РФ, странами СНГ и государствами зарубежного Востока, АТР. Пятая глава посвящена исследованиям отдельных проблем международного сотрудничества: изучению общественного мнения, опыта реализации молодежной политики, анализу трудов французских ориенталистов, посвященных дипломатии.
В целом коллективная монография «История международных отношений Республики Узбекистан», подготовленная по инициативе кафедры социально-политических наук Университета мировой экономики и дипломатии, представляет широкую панораму развития внешнеполитической деятельности нашей республики за период самостоятельного, независимого развития. Это первый опыт системного, целостного и всестороннего изучения международных отношений Узбекистана, установления дипломатических взаимоотношений с зарубежными странами на современном этапе. Данное исследование представляет интерес для занятых в области внешней политики, молодых исследователей, студентов и специалистов широкого профиля, занимающихся вопросами международной жизни.
Фатима Муминова,
доктор филологических наук, профессор
Университета мировой экономики и дипломатии
No Comments so far
Jump into a conversationNo Comments Yet!
You can be the one to start a conversation.