МОЕ ВОСПРИЯТИЕ РОМАНА ГЮСТАВА ФЛОБЕРА

07.09.2021 541

В основе всего творчества французского писателя Гюстава Флобера (1821-1880), замечают исследователи, лежит непримиримый конфликт и несоответствие внутреннего духовного мира человека с окружающей действительностью. В своем романе «Госпожа Бовари» Гюстав Флобер создает психологический портрет главной героини Эммы Бовари, живущей мечтой заполнить внутреннюю опустошенность и неспособной противостоять своим страстным чувствам и проявлениям жестокости в окружении.

О романе, сюжете и прототипах. «Госпожа Бовари»— роман Гюстава Флобера, впервые напечатанный в 1856 году. Признан одним из шедевров мировой литературы. Идея написать роман возникла у писателя в 1851 году.  Свое произведение Гюстав Флобер начинает со слов благодарности своему близкому другу Мари-Антуану-Жюлю Сенару: «Дорогой и знаменитый друг! Позвольте мне поставить Ваше имя на первой странице этой книги, ибо Вам главным образом я обязан ее выходом в свет. Ваша блестящая защитительная речь указала мне самому на ее значение, какого я не придавал ей раньше…».  Сюжет был подсказан именно им. Он напомнил Флоберу о событиях, связанных с семьёй Деламар. Флоберу была знакома эта история — его мать поддерживала контакты с семьёй Деламар. Он ухватился за идею, изучил жизнь прототипа и в том же году принялся за работу, которая оказалась, однако, мучительно тяжёлой. Флобер писал роман почти пять лет, порой затрачивая на отдельные эпизоды целые недели и даже месяцы. Об этом остались письменные свидетельства самого писателя. Так, в январе 1853-го он писал Луизе Коле: «Я пять дней просидел над одной страницей». В другом письме он фактически жалуется: «Я бьюсь над каждым предложением, а оно никак не складывается. Что за тяжёлое весло — моё перо!» 

Уже в процессе работы Флобер продолжал сбор материала. Он сам читал романы, которые любила читать Эмма Бовари, изучал симптомы и последствия отравления мышьяком. Широко известно, что он сам почувствовал себя плохо, описывая сцену отравления героини. Так он вспоминал об этом: «Когда я описывал сцену отравления Эммы Бовари, я так явственно ощущал вкус мышьяка и чувствовал себя настолько действительно отравленным, что перенёс два приступа тошноты, совершенно реальных, один за другим, и изверг из желудка весь обед».

Практически полная идентичность истории Дельфины Деламар и описанной Флобером истории Эммы Бовари давала повод считать, что в книге описана реальная история. Однако Флобер категорически это отрицал, даже утверждал, что у мадам Бовари нет прототипа. Однажды писатель заявил: «Госпожа Бовари – это я!» Тем не менее сейчас на могиле Дельфины Деламар, помимо её имени, имеется надпись «Мадам Бовари».

Все эти компоненты художественного новаторства Флобера привели к скандалу в момент выхода романа в свет. Против автора и издателей романа было выдвинуто обвинение в «реализме», в «оскорблении общественной морали, религии и добрых нравов», и устроен суд над романом. Роман был оправдан, и началась долгая история этого шедевра, который, несомненно, является связующим звеном между литературой XIX и ХХ вв.

Критики, однако, дружно сетовали на то, что Флобер погнался за лаврами историка и что за доскональными описаниями растаяла психология персонажей. Характерен отзыв Бодлера: «Прекрасная книга, полная недостатков». Флобер, обычно равнодушный к критическим отзывам, посчитал необходимым выступить в печати с опровержениями нападок археолога Фрёнера и влиятельнейшего литератора Сент-Бёва, ставивших под сомнение историческую добросовестность автора. Восторженные отзывы о романе прислали автору поэт Леконт де Лиль, романист Виктор Гюго и др.  Гюго писал: «Это прекрасная, могучая и учёная книга… Вы воскресили исчезнувший мир, и с этим поразительным воскрешением вы сочетали потрясающую драму», а композитор Гектор Берлиоз восторгался: «Я был потрясён, я грезил вашей книгой все эти ночи. Какой стиль! Какие познания в археологии! Какое воображение!».

Я и роман «Госпожа Бовари». Мое прочтение и восприятие. Жизнь – она такая странная, хочет испытать нас на том, к чему мы больше всего привязаны. Жизнь играет нашими желаниями и тем, что нам кажется, мы больше любим, ценим. Иногда она нас делает счастливыми, радует, делает нас важными, но одновременно причиняет столько боли. Она даёт нам шанс добиться желаемого, ощутить любовь, счастье, покой и вдруг, может отнять и бросить в безысходную пропасть. Я часто сравниваю жизнь с волной, которая, достигая пика, даёт нам ощущение целостности, счастья и, падая, разбивает надежды, чувства, желания вдребезги. Такое восприятие жизни сложилось у меня после прочтения романа Гюстава Флобера «Госпожа Бовари». Судьба Эммы Бовари дала мне чётко понять разницу между иллюзией и реальностью.

Госпожа Бовари с детства, погруженная в сказки, романы о любви, стала их заложницей. Внешне она была очень изящна и прекрасна, душой сентиментальная, возвышенная. У нее была необычная, уникальная вера в любовь, но стала жертвой страсти и романтики чувств. Всю жизнь Эмма искала человека, который полюбит её так, как любили герои романов. Ее поиски настоящей любви и желание быть любимой привели к таким последствиям, как предательство, обман, разочарование и унижение. Наивная госпожа Бовари всего лишь хотела стать героиней своих романов, и это помешало ей понять жизнь.

В отцовском доме юная Эмма, встретив своего будущего мужа Шарля, познала первую любовь, тогда она впервые ощутила счастье, волнение и радость, но со временем она осознала, что ее избранник Шарль – простой сельский лекарь и не оправдал ее романтических ожиданий. Начитанная Эмма, с ее необычным интеллектом и широким мировоззрением, чувствовала себя чужой в сельском обществе Ионвиля. Особенно после бала в Вобьесаре и знакомства со светской жизнью ей ее существование вовсе показалось чуждым и отвратительным, а Шарль казался ей глупым, слабым, неуспешным и неудачником.

Госпожа Бовари воображала для себя более достойного галантного, широко мыслящего, уверенного в себя мужчину, полного любви и нежности. Судьба столкнула ее с графом Рудольфом, богатым молодым человеком, имевшим свое именье вблизи Ионвиля. Познакомившись с Рудольфом, при чтении романа я как читатель сразу почувствовала его равнодушие и нечистые намерения по отношению к прекрасной и женственной Бовари. Рудольф, никогда ни в чем себе не отказывавший, решил, что добьется Бовари, несмотря на ее замужество. Красивые слова, бесконечные признания вызывали бурю эмоций у очаровательной Бовари. Чувства гордости и нравственности боролись в ней против страсти и любви. Второе чувство одержало верх, Эмма полностью стала принадлежать Рудольфу. Мне кажется, ее не беспокоило чувство вины перед Шарлем, ее волновало только собственное счастье, ощущение счастья. Госпожа Бовари так прониклась чувствами и увлеклась Рудольфом, что хотела оставить все, не думая даже о своей дочери Берте, решила бежать с любовником. Рудольф, добившись своего, снял свою маску и покинул Эмму. События, описанные в романе XIX века, словно зеркало, подчас отражают и жизнь в современном мире. И сегодня немало девушек, молодых женщин, очаровавшись красивыми и обманчивыми фразами, внешностью парней, отказываются от своих духовных и нравственных ценностей.

Рудольф разбил чувства Бовари на мелкие осколки, а поддерживать ее пришлось Шарлю.  Не подозревая об измене жены, он ухаживал за ней, как за увядающим цветком. Опера в Руане, куда были приглашены супруги Бовари, стала следующим испытанием для Эммы. Затем Эмма встретила Леона, молодого клерка, который был тайно влюблен в нее и, получив отказ, решил отдалиться от нее в Руан. Но от судьбы не убежишь, как говорят. Жизнь коварна, она ставит нас перед выбором, самое привлекательное, позднее оказывается самым ошибочным. Чувства возобновились, Бовари была снова втянута в сети любви. И тут возникает вопрос. Что такое любовь? Может ли она возникнуть дважды? Любовь – это страсть? Ответы на эти вопросы дает жизнь мадам Бовари. Ее судьба укрепила мое представление о том, что основа любви – это испытание на трудность, только съев пуд соли со своим избранником, можно понять, какое это благородное и высокое чувство. К сожалению, все любовные связи мадам Бовари оказались ложными, не выдержали испытания на прочность.

Вскоре Эмма столкнулась с очередным, самым большим и решающим испытанием ее жизни – разорением. Госпожа Бовари вне зависимости от своего материального положения сравнивала себя с людьми из высшего общества. Ей нравились роскошь, красивая одежда, чего обычный лекарь не мог себе позволить. Она брала деньги в долг, покупала всю эту роскошь у ростовщика Лере, что в конце концов ее разорило. Все имущество госпожи Бовари было заложено, а денег вернуть все прежнее не было. В этот трудный период, когда ей так была нужна финансовая поддержка, люди в которых она вложила столько любви, забот и переживаний, отвернулись от нее. Точку в жизни Бовари поставил Рудольф, который был ее последней надеждой. Отложив всю свою прежнюю женскую гордость, Эмма попросила денег у Рудольфа и получила отказ. Возвратившись в Ионвиль по глухой тропинке, в глубоком разочаровании, с растоптанной гордостью, безысходностью, в обиде и раскаянии – все это съедало Бовари изнутри – она стала сникшей и надломленной.

Безысходность – это такой момент в жизни, когда кажется, что земля ушла из-под ног, вам кажется, что жизнь не оставила тебе выбора. Ведь только сильный, волевой человек находит в себе желание продолжать жить и идет, а слабый проваливается вниз и летит в пропасть, перестает верить в лучшее, бороться и идет на отчаянный поступок. Так случилось и с нашей главной героиней. Безысходность, обида, предательство Рудольфа, уход Леона, ответственность за проданное имущество мужа заставили ее пойти на отчаянный шаг. Выпив яд, Эмма умирает.

Заключение. Этот поступок ослабленной женщины весьма контрастен по отношению к жизнелюбивой Бовари начала романа. В настоящее время девушек с юного возраста воспитывают быть морально и физически сильными, волевыми, они настраивают себя на лучшее, живут и выдерживают трудности. Лозунг современной женщины «Внутри огонь – на лице покой». Кроме того, сейчас мы растем в окружении, когда родители, мать живут ради благополучия своих детей. Современные женщины в какой-то степени становятся мужественными, поднимают детей. Госпожа Бовари же, совершая самоубийство, совсем не подумала о малютке Берте. В течение всей своей жизни госпожа Бовари искала мужчину своей мечты, похожего на героев прочитанных романов, и не заметила, что счастье было так близко, рядом. Шарль очень тяжело перенес смерть жены.

Вот уже уже много десятилетий роман-шедевр Гюстава Флобера затрагивает и будоражит сердца миллионов читателей, и в каждом новом поколении люди раскрывают, находят в нем новые грани реальности. Талант Гюстава Флобера, французского писателя, знатока человеческих чувств, психологии, сумел отразить вечные вопросы бытия и счастья, радости и горя. В этом сила и бессмертие романа «Госпожа Бовари» Г. Флобера.

Шарль и Эмма Бовари, кадр из фильма ” Госпожа Бовари” (2014 г. режиссер Софи Барт)

 Азиза Мухаммадиева,
 студентка факультета международных отношений
 Университета мировой экономики и дипломатии.

No Comments so far

Jump into a conversation

No Comments Yet!

You can be the one to start a conversation.

Your data will be safe!Your e-mail address will not be published. Also other data will not be shared with third person.