О ЗАСЕДАНИИ ОБЪЕДИНЕННОГО ГОРОДСКОГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СЕМИНАРА «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО И НЕРОДНОГО»

22.01.2018

Городской научно-методический семинар функционирует в Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека  с января 2018 года в рамках сотрудничества с вузами и лицеями города Ташкента (УзГУМЯ, УМЭД, ТИИИМСХ, ТГПИ имени Низами, Академический лицей при ТашГИВ, Академический лицей № 2 при НУУз имени С. Х. Сирожиддинова и др.).

Основными задачами семинара явились: коллективное обсуждение новых методических разработок по современному русскому языку (словообразование),  учебных пособий по русскому языку для студентов национальных групп с узбекским языком обучения (гуманитарное направление),  а также обсуждение новых методик  в преподавании дисциплин историко-лингвистического цикла.

Очередное заседание семинара состоялось 18 апреля 2019 года и было посвящено инновационным технологиям в преподавании русского языка как родного и неродного.

В рамках семинара были заслушаны следующие доклады:

1. И.В. Алленова. Об учебно-методическом комплексе «Русский язык» для студентов Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства (ТИИИМСХ).

2. Н.Х. Бегматова. Мастер-класс «Обучение языку специальности студентов физического факультета» (НУУз).

3. Э.А. Алиева. Использование игровых технологий на занятиях в магистратуре по специальности 5А 120102 – Лингвистика (русский язык) (на примере «Лексикографического лото “В мире словарей”») (НУУз).

Первый доклад ст. преп. кафедры языков И. В. Алленовой. был посвящен использованию метода критического мышления на занятиях по русскому языку. И. В. Алленова сказала, что современное общество выдвигает новые требования к обучению в вузе и к образовательной среде в целом. Наряду с сохранением единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы остро стоит вопрос формирования у учащихся универсальных учебных действий, определяющих способность личности к обучению и познанию. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурные, личностные и познавательные, обеспечивающие формирование одной из ключевых компетенций образования – «научить учиться». Перед преподавателями стоит задача сформировать у студентов навыки переработки информации, развить у них теоретическое, критическое и  творческое мышление.

Такие требования времени пришли в противоречие с традиционной системой обучения. Обычная передача  готовых знаний не обеспечивает формирование творческих возможностей у тех, кто учится, и не дает возможности творчески подойти к своей работе тем, кто учит.

Учитывая вышесказанное, использование методов критического мышления на занятиях по русскому языку позволит сформировать у обучаемых такую междисциплинарную компетентность, благодаря  которой   будущий  выпускник  будет  социально  мобилен,  адаптирован  к требованиям  современного  общества и в должной  мере  сможет владеть  специальной  лексикой  на  русском языке.

Занятие, построенное по принципу развития критического мышления и основанное на использовании приемов технологии развития критического мышления должно включать три основные стадии: вызов, осмысление и рефлексию.  На каждой стадии   применяются  разные приемы. На этапе вызова можно  использовать   «Кластер» и «Карту интеллекта». На этапе осмысления  –  «Двухчастный дневник». На третьем, завершающем, этапе занятия – приемы   «Поиск соответствий», «Круги по воде».

Второй доклад преп. межфакультетской кафедры русского языка Н. Х. Бегматовой представлял собой мастер-класс и был посвящен использованию различных методов  в процессе обучения русскому языку как языку специальности.

Предваряя второй доклад, зав. межфакультетской кафедрой русского языка Национального университета Узбекистана Р. К. Исакова сказала, что авторский коллектив межфакультетской кафедры русского языка хотел бы сегодня представить часть проекта нового учебно-методического пособия, предназначенного для студентов физического факультета.

 Структура каждого урока включает: грамматическую тему, грамматические конструкции, лексическую тему, лексический минимум, предтекстовые задания, текст, послетекстовые задания, задания на закрепление конструкций с использованием инновационных педагогических технологий на материале данного текста.

Третий доклад доцента кафедры русской филологии Э. А. Алиевой был посвящен использованию игровых технологий на занятиях в магистратуре по специальности 5А 120102 – Лингвистика (русский язык). Доцент Э. А. Алиева рассказала о понятии «игровая технология» и особенностях ее применения в вузе.

На примере дисциплины «Лексикология и лексикография», которая читается на 1 курсе магистратуры по специальности 5А 120102 – Лингвистика (русский язык), был показан фрагмент занятия  с магистрантами кафедры русской филологии (Дженг Мингсин, Мадусманов Комрон Акрамбойевич, Рахматова Нигина Исломовна, Вахобова Мохира Абдухалиловна, Мухитдинова Феруза Кутбиддиновна). В игре используется 90 карточек с вопросами, 15 игровых полей, книжка-вкладыш и приложение. Лото направлено на выявления уровня теоретических знаний по дисциплине «Лексикология и лексикография».

Щитка Н.Н.

 зав. кафедрой русской филологии НУУз           

Исакова Р.К.

зав. межфакультетской кафедрой

русского языка НУУз                 

                                                                                 Кукатова О.А. ответственный за корпоративное

сотрудничество по кафедре

русской филологии ФЗФ НУУз

No Comments so far

Jump into a conversation

No Comments Yet!

You can be the one to start a conversation.

Your data will be safe!Your e-mail address will not be published. Also other data will not be shared with third person.

десять + тринадцать =