Захир ад-дин Мухаммед Бабур — автор замечательного произведения “Бабур-наме” занял видное место среди выдающихся деятелей науки и культуры средневекового Востока. Талантливый писатель, ценитель искусства, литературы и науки, оригинальный мемуарист, Бабур, обладая широким кругозором и пытливым умом, оставил значительный след во многих областях жизни народов Средней Азии, Афганистана и Индии.
Бабур вошел в историю не только как полководец и правитель — основатель династии Бабуридов в Индии, но также как ученый и поэт, оставивший богатое творческое литературное и научное наследие и в области мусульманской юриспруденции. Однако центральное место в творчество Бабура занимает бесценный литературный памятник прозы на узбекском языке — его исторический труд “Бабур-наме”.
По совокупности сведений и их достоверности “Бабур-наме” является самым важным и ценным историко-прозаическим трудом, не имеющим себе равных среди аналогичных сочинений, написанных в Средние века в Средней Азии, Иране, Афганистане и Индии (из вступительной статьи к книге “Бабур-наме. Записки Бабура”// dl.booksee.org).
Произведение Захириддина Мухаммада Бабура «Бабур-наме» – ценный источник, отражающий духовную, общественную и политическую жизнь его эпохи. Это произведение, показавшее сложный и напряженный жизненный путь Бабура – правителя и поэта, стало для последущих поколений богатым источником информации и в то же время любимым произведением. «Бабур-наме» – это и кладезь для изучения личности великого государственного деятеля. В эти мемуары также включены указы – фирманы и письма Бабура, которые, в свою очередь, помогают расширить наши представления об общественно-политической деятельности Бабура и его личности.
Тема, выбранная нами для сообщения, – сведения о фирманах и письмах Бабура, которые автор приводит в контексте описываемых им событий.
Сначала нам нужно уточнить смысл слова фирман. Фирман –это указ султана, шаха в некоторых мусульманских странах. Во время пророка Мухаммада правителям разных стран были разосланы фирманы – грамоты с призывом принять ислам. Затем фирманами начали называть важные указы правителей. В настоящее время в разных архивах и книгохранилищах хранятся подобные ценные эпистолярные материалы. Фирман – важный документ во внутренней и внешней политике государства. Его можно назвать определенным индикатором, который демонстрирует деятельность правителя и его политику и по которому мы можем дать оценку его трудам.
Со стороны бабураведов этой теме уделялось внимание только в рамках определенных вопросов. В частности, такие ученые, как академики Сабохат Азимжонова, Азиз Каюмов, профессор Хасан Кудратиллаев изучали указы Бабура в рамках своих исследований в области государственного управления. Тексты копий трех фирманов, полученных из Индии и Пакистана Сабохат Азимджановой (почти полвека назад), касаются главным образом пожалований мадад-и-ма’аш, или суюргала. Эти фирманы, как писала С. Азимджанова, пополняют наши знания о земельных отношениях в Пенджабе тех времен. «В Индии Бабур постоянно стремился укрепить торгово-экономические связи со Средней Азией, Афганистаном и Ираном, которые были прерваны после поражения Бабура в 1511 г. … Специальный фирман (указ) Бабура об измерении расстояния между Агрой и Кабулом, о благоустройстве караван-сараев, постройке специальных колодцев на торговых магистралях, заготовке фуража и съестных припасов для путников был издан с целью подъёма товарооборота страны, нормализации системы внешних сношений с другими странами», писала исследовательница. Исследуя данную тему, мы заметили, что основным источником фирманов Бабура является «Бабур-наме». В книге подробно описано более 100 указов падишаха Бабура. В книге Бабура тексты всех этих фирманов не всегда цитируется, во многих случаях приводятся сведения о причине, времени написания фирмана и адресате, а его одержание доводится до читателя не полностью, а лишь некоторые детали из фирмана или говорится о нем в обощенно. Можно сказать, что этого требует стиль «Бабур-наме».Известно, что государственность Тимуридов была прекрасно организована, и Бабур, которого можно назвать одним из наследников Тимуридов, конечно, не был равнодушен к этому вопросу. В то же время тот факт, что Бабур был творческой личностью, способствовало усилению влияния его указов. Также Бабур подкреплял свои приказы и указы аятами Корана и тем самым создавал важные условия для безусловного их выполнения. «…Отсутствие земельно-налогового законодательства и некоторые другие социально-экономические факторы натолкнули Бабура на идею написать сочинение, где были бы изложены основные нормы мусульманского закона. Так появился его следующий труд под названием “Мубайин” (1521 г.), написанный в стихах на староузбекском языке. Третья глава этой книги, озаглавленная “Китаб ат-закат”, полностью посвящена налоговой системе Средней Азии, Афганистана и Индии», отмечала в своем труде Сабохат Азимджанова.Указы отражают политику Бабура. Глядя на типы указов, упомянутых в «Бабур-наме», можно увидеть, что внешняя и внутренняя политика проводились в гармонии друг с другом, согласно требованиям ситуации. В мирное время в Афганистане и Индии издавались указы о внутренней политике, в том числе о работах в сфере благоустройства. Например, Бабур отдает приказы ответственным людям выполнять работы, связанные с рытьем колодцев, строительством бань, посадкой садов и строительством определенных сооружений.Указы, касающиеся военной политики, имели решающее значение для руководства армией. Потому что почти все сражения, которые вел Бабур, проходили в очень тяжелых и сложных условиях. Войско Бабура состояло из разных народов, в какой-то момент у них возникало чувство незащищенности, и, хорошо это чувствуя, Бабур по-разному поддерживал их, внушал доверие и уверенность в исходе боя. Иногда после военных побед награждения и поощрения солдат также сопровождалась указами. Например, «… в таком-то бою … дается такому-то то-то… или потому, что хорошо сражался в этой битве … он поощряется и т. д.». Именно в этом проявлялся характер Бабура как строгого лидера и душевного человека.
Бабур пишет: «В эти дни, вследствие минувших событий, великие и малые, как уже упомянуто, испытывали большую тревогу и беспокойство. Ни от кого мы не слышали мужественного слова и смелого мнения. Велеречивые эмиры и проедающие свои области вазиры ни в словах, ни в поведении не были смелы; ни в речах их, ни в планах не было мужества. В этом походе [один] Халифа держал себя очень хорошо: укрепляя власть и порядок, он не совершил упущений. Наконец, видя у людей такое малодушие и наблюдая подобную слабость, я придумал некий план. Я созвал всех беков и йигитов и сказал: “Беки и йигиты! Всякий, кто пришел в сей мир, войдет в число тех, кто не существует. Вечен и бессмертен один лишь бог. Всякий, кто явился на пир жизни, в конце концов должен выпить чашу смерти. Всякий, кто пришел в обитель существования, в конце концов должен уйти из этой юдоли горя. Чем жить с дурной славой, лучше умереть с доброй славой. Если умру с добрым именем — хорошо. Мне нужно [доброе] имя — тело принадлежит смерти. Господь великий послал нам на долю такое счастье и приблизил к нам эту радость. Убиенный — это мученик, убивающий врагов, есть боец за веру. Все исполнится по слову Аллаха. Надлежит нам дать клятву, что никто не подумает отвернуть свой лик от боя и выйти из сечи и сражения, пока душа его не вышла из тела”. Бек и нукер, старый и малый — все с охотой взяли в руки Коран и дали клятву и обещание в таком смысле. План был хорош; это видел и слышал и друг, и враг вблизи и вдали».
В указах, касающихся дисциплины солдат в армии, отражены не только интересы солдат, но и забота о жителях оккупированной земли. Пример из «Бабур-наме»: «Однажды во время послеполуденной молитвы вдруг поднялось всеобщее смятение и всех этих мусульман ограбили. Однако порядок в войске достигал такой степени, что вышел приказ никому не держать чужих вещей и все отдать обратно. На утро еще не пробили первой стражи, как у воинов не осталось чужого, даже конца нитки или обломка иголки, — все вернули владельцам».
Среди указов Бабура важное место занимают призывные указы, также указы об обещаниях и угрозах. В основном это указы, касающиеся внешней политики.
В то время как в указах о призыве в основном Бабур обращается к народу и его правителям вокруг завоеванной им земли и пытается склонить их к себе, в указах об обещаниях и угрозах он применяет добровольно-принудительную форму подчинения. Бабур сообщает, что свои указы он запечатывал и отправлял через посла, чапара или доверенного лица.
Информацию о том, что он издал указ и сам его контролировал его исполнение, мы можем прочитать в этих мемуарах. Например: «Выступив с этой стоянки, мы пришли в Шах-Абад. Мы послали человека к лагерю Султан Ибрахима взять «языка» и потому задержались на этой стоянке. Рахмат-пехотинец был послан в Кабул с грамотами о победе».
Описывая события 1507–1508 годов, Бабур пишет: «Хотя была середина зимы, мы возвратились в Кабул через Бад-и Пич. Я приказал вырезать на камне выше Бад-и Пича тарих нашего прохождения мимо этого места, Мирек Юсуф вырезал надпись, а Устад Шах Мухаммед исполнил дело резчика. Вследствие спешки он вырезал надпись не очень хорошо. Я пожаловал Газни Насир мирзе; Абд ар-Раззак мирза получил Нингнахарский туман, Мандравар, Дара-и Нур, Кунар и Нургал. … До той поры потомки Тимура, хотя я обладал царской властью, называли меня “мирза”. Теперь я приказал величать себя падишахом».
В «Бабур-наме» полностью приводятся только два указа – грамоты. Бабур подробно описывает, как были подготовлены эти указы и причины их написания. Обе эти грамоты на персидском языке. В то время как первый указ посвящен отказу от алкоголя, второй касается битвы с Рааной Сангой.
Отношение Бабура к алкоголю хорошо описано в «Бабур-наме». Как и другие Тимуриды, Бабур не был застрахован от вина. Но когда он проанализировал все сделанное им и то, что заставило его переживать, он дал себе слово не увлекаться этим напитком. Этот указ также выражает внутренние переживания и борьбу Бабура с самим собой. Этот указ подготовил почву для укрепления веры и последующих побед. Символично, что этот фирман был объявлен перед большой битвой – войной против Раана Санги.
Изучение роли этих двух фирманов в деятельности Бабура и Бабуридов, а также политической и общественной жизни того периода, а также стиля данных фирманов требует серьезных исследований.
Человечность, добродетели и душа Бабура более отчетливо видны так же в его тайном завещании, написанном на персидском языке, и в письмах к родственникам, в том числе детям.
Фирманы и письма Бабура содержат существенные детали исторических событий, в них показана правовая, социальная и политическая жизнь того времени и в них отражен дух той эпохи.
Говоря о языке «Бабур-наме», необходимо отметить его простоту, общедоступность, ясность и сжатость. Бабур не любит громких фраз и сложных выражений, простота языка Бабура способствует ясному восприятию его творений.
Каромат Муллаходжаева,
к.ф.н., доцент Университета узбекского языка и литературы
им. А. Навои
No Comments so far
Jump into a conversationNo Comments Yet!
You can be the one to start a conversation.