ТЕАТР, ИСКУССТВО И НАУКА В ТВОРЧЕСТВЕ АДИБЫ НАСЫРОВОЙ

16.11.2021

Не могут люди вечно быть живыми.
Счастлив тот, чье будут помнить имя  
Алишер Навои

Побудительные мотивы. Побудительными мотивами написания этой статьи стала дань памяти безвременно ушедшей из жизни актрисы, педагога, ученого, кандидата педагогических наук Адибы Мансуровны Насыровой. Талантливый учёный, профессор, член Театрального общества Узбекистана, человек высокой культуры, духовности, удивительного обаяния и скромности А.М. Насырова навсегда осталась в памяти всех своих коллег, учеников, театрально-художественной общественности республики. Адиба Насырова была наставником многих студентов-театралов, молодых исследователей и педагогов. Своим творчеством она как истинный патриот театрального искусства вдохновляла и направляла молодых на создание новых творений, новых ярких образов на театральной сцене, помогала росту и раскрытию творческой индивидуальности в каждом из них.

Многогранная жизнь, творческая и научно-педагогическая деятельность Адибы Насыровой раскрыта в книге воспоминаний о ней, вышедшей в издательстве «Akademnashr» в 2019 г. под названием «Прекрасный образ Адибы Насыровой в воспоминаниях современников» («Самимият тимсоли Адиба Носирова замондошлари хотирасида»). Ее коллеги, студенты, ученики, близкие и родные люди в своих воспоминаниях воссоздали образ этой прекрасной и незаурядной личности.

Годы детства, обучения и выбора профессии. Родилась и выросла Адиба в Ташкенте в дружной многодетной семье. Отец, Мансур Насыров, работал на железной дороге и в свободное от работы время играл на национальном музыкальном инструменте – дутаре, исполнял узбекские народные песни, сказания. Отец был очень начитанным человеком, наизусть читал Коран, и уже подростком его называли хафизом. Мать, Саидапошшахон, закончила педагогический институт, где обучалась вместе с такими выдающимися в будущем деятелями культуры и литературы как Рамз Бабажан, Мирмухсин. После вуза она работала преподавателем узбекского языка и литературы и оказала огромное влияние на творческое, художественное и гуманитарное воспитание своей дочери Адибы. В семье было десять детей. Родители очень заботливо относились к их воспитанию и образованию. Все дети получили высшее образование. Старшая сестра стала редактором республиканской газеты. Один из братьев Адибы получил звание Заслуженного артиста Узбекистана. Адиба росла в окружении любви к людям и искусству, литературе.

С детских лет Адиба прониклась любовью к чтению, она прочла почти все произведения национальной и зарубежной литературы, хорошо знала творения Алишера Навои, Зульфии, Камиля Яшена, Шекспира, Теодора Драйзера, Джека Лондона, Лопе де Вега, Рабиндраната Тагора, Александра Пушкина, Льва Толстого, Сергея Есенина и многих других писателей и поэтов. Еще школьницей Адиба часто посещала театр, любила представлять себя актрисой. Она неоднократно приходила к зданию Ташкентского театрального института, её сердце замирало, когда она видела знаменитых актеров, педагогов этого вуза. Окончив среднюю школу, она осуществила свою мечту – поступила в театральный институт.

Родители поддержали выбор дочери и её стремление стать актрисой, заниматься театральным искусством. Стремясь к знаниям, Адиба постоянно посещала занятия народной артистки Узбекистана, профессора Назиры Алиевой, прекрасного знатока сценической речи. Большое влияние на формирование А.Насыровой как профессионала оказала Заслуженный деятель искусств Узбекистана Лола Агзамовна Ходжаева, которая открыла ей богатый мир зарубежной драматургии. Эти уникальные педагоги развили в молодой талантливой Адибе высокое мастерство ораторской и сценической речи, без которых трудно было бы стать хорошим актером. В студенческие годы Адиба глубоко изучала произведения К.С. Станиславского, обращая большое внимание на его учение, требования к технологии сценической речи разных героев.

Профессиональная деятельность. Первые роли, педагогическая, научная и общественная работа. Освоив теорию и практику театрального искусства, Адиба Насырова стала высококвалифицированным специалистом. После окончания института она стала работать актрисой в Театре юного зрителя. На сцене этого театра она создала ряд ярких, запоминающихся образов. Наиболее гармоничными и запоминающимися стали чарующие образы Дилбар в пьесе «Али-Вали» Л. Махмудова, Тугжон в произведении «Абай-эл фарзанди» А. Кунанбаева, роль Татьяны в романе «Как закалялась сталь» Н.А. Островского и др.

С 1974 года А. М.Насырова стала работать педагогом на кафедре режиссуры в Ташкентском государственном институте культуры имени А. Кадыри. В педагогической деятельности ей очень помог большой практический опыт, приобретенный в театре. Постепенно у неё стали формироваться методические и научно-исследовательские принципы творческой деятельности, вырабатываться научные концепции. Так, научно-творческие интересы А.М. Насыровой повлияли на выбор и написание кандидатской диссертации. В 1995 году Адиба Насырова успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Педагогические возможности развития игровой культуры личности в условиях праздничного досуга», и ей была присвоена ученая степень кандидата педагогических наук.

В работе над этим научным трудом Адиба Мансуровна проявила себя как глубокая, творческая личность исследователя игровой природы человека, которая многогранно реализуется в различных формах жизнедеятельности. Разработка такой темы была важным событием в научной жизни Узбекистана, так как в ней акцентировалось внимание на ментальные особенности нашего народа, на развитие позитивно-оптимистического, радостного восприятия мира человеком. На выбор этой направленности повлияло и обретение Узбекистаном независимости, возрождение лучших народных традиций и обычаев. В годы независимости такой древний народный праздник, как Навруз, стал общегосударственным символом возрождения национальной культуры. Это нашло яркое отражение и в деятельности национального театра нашей столицы.

Глубоко исследуя проблемы празднично-игрового общения, А.М.Насырова указывала на «огромные педагогические возможности развития игровой культуры личности». Игровая деятельность, писала ученый, одна из наиболее интересных форм организации праздничного досуга, она активно воздействует на культурно-творческую деятельность участников праздничных торжеств. В автореферате этой диссертации также отмечалось, что «игровая технология выступает в качестве эффективной педагогической методики формирования и развития игровой культуры личности».

В различных регионах и местностях Узбекистана открывали свою деятельность Центры досуга населения, они призваны были не только развлекать, но и воспитывать в молодёжи высокую культуру, защищать их от чужеродных, негативных влияний массовой культуры. В этом смысле основные положения кандидатской диссертации А.М. Насыровой были очень актуальны и своевременны. Ее работы явились своего рода методологическим ориентиром в организации и проведении культурных мероприятий, проводимых в различных городах и районах республики.

В своей педагогической, научной и методической деятельности Насырова широко и разносторонне использовала современные инновационные технологии, стремилась к развитию творческих способностей студентов. Многие её ученики повысили свою квалификацию благодаря педагогическому опыту и мастерству своего наставника А. Насыровой.  Материалы, публикации ученого о сценической речи до сих пор имеют большое практическое значение. В их числе учебное пособие «Сценическая речь» («Сахна нутки»).  В 2014 году эта работа А. Насыровой заняла первое место на Республиканском конкурсе учебников и учебных пособий. А. М. Насырова является также автором монографии по игровой культуре, многих научно-методических работ, статей, опубликованных в республиканских и зарубежных изданиях, журналах. Ее публикации выходили в различных республиканских газетах, она часто выступала в программах по искусству и театру на радио, тематических телевизионных передачах на канале «Ёшлар». В 2014 году А.М. Насыровой ВАКом Узбекистана было присвоено ученое звание профессора.

Вдохновенно, с большим вниманием, терпением и заботой Адиба Мансуровна относилась к своей педагогической деятельности, обучению и воспитанию в молодежи любви к театральному искусству. Многие гордятся, что были её учениками, среди них талантливый драматург Эркин Кушвактов, Марина Юсупова, Баходир Магдиев и др.

Хотелось бы отметить, что один из авторов этих строк после окончания учёбы в Ташкентской государственной консерватории в 1983 году стал работать в Государственном институте культуры имени А.Кадыри на факультете народного творчества. Мне посчастливилось познакомиться с опытом педагога Адибы Мансуровны Насыровой. Меня как концертирующего музыканта также интересовало искусство сцены во всех его проявлениях – в движении, речи. Адиба Насырова своими советами и помощью оказала влияние на мою профессиональную педагогическую работу. Опираясь на теорию К.С. Станиславского, она часто произносила: «Если человек не чувствует души буквы, – он не почувствует и души слова, не ощутит и души фразы, мысли». Необходимо отметить, что глубокоуважаемая Адиба Насырова не только хороший педагог, высококвалифицированный специалист. Она запомнилась как добрая, отзывчивая и талантливая личность, очаровательная супруга, прекрасная, заботливая мама, счастливая бабушка, добрая и надежная подруга.

Благодаря глубокому взаимоуважению, постоянной поддержке супруга Бахтиёра, в семье выросли прекрасные, талантливые в своем деле сыновья, профессионалы. Старший сын Нодирбек, кандидат исторических наук, стал искусствоведом, второй сын Дурбек, доктор исторических наук, работает в вузе. 

Известная личность в сфере искусства Узбекистана профессор Адиба Насырова внесла большой вклад в развитие театрального образования и науки.В книге Дилбар Мирхожиевой «О женщинах столицы» («Пойтахт аёллари», 2014) опубликована статья о творческой деятельности Адибы Носыровой. В ней рассказывается об этой незаурядной личности, учёном, ее вкладе в совершенствование сценического искусства Узбекистана. Адиба Мансуровна Насырова всегда в памяти научной, художественно-театральной общественности Узбекистана. Ее книги, учебные пособия помогают современной обучающейся искусству молодежи развивать свой талант, становиться высоконравственными личностями и хорошими специалистами.

Фатима Муминова,
доктор филологических наук, профессор Университета
мировой экономики и дипломатии.
Татьяна Седых,
доцент кафедры музыкально-теоретических дисциплин
факультета народного творчества Государственного
института искусств и культуры Узбекистана.

No Comments so far

Jump into a conversation

No Comments Yet!

You can be the one to start a conversation.

Your data will be safe!Your e-mail address will not be published. Also other data will not be shared with third person.

4 × 2 =