ДЭВИД РЕДЖИО: УЗБЕКИСТАН МОЖЕТ СТАТЬ ЦЕНТРОМ СОЦИАЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК К 2025 ГОДУ

15.10.2020
Дэвид РЕДЖИО,
глава консалтингового подразделения QS Quacquarelli Symonds

СОЗДАТЬ НАУЧНЫЙ БРЕНД УЗБЕКИСТАНА

Узбекистан может стать центром социальных, образовательных и научных разработок к 2025 году.

Указ Президента «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» от 08 октября 2019 года определил необходимые действия, направленные на постепенное реформирование высшего образования и, что более важно, на создание национальной системы, стимулирующей инновации в социальной, образовательной и научной среде. Выработка новых инициатив и их реализация создали надёжный фундамент для укрепления авторитета государства на международной арене через науку, образование и высокие технологии.

Фундамент для преобразований

Данный Указ стал логичным продолжением и создал дополнительные возможности для выполнения ранее принятых Постановлений Президента «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017 года и «О мерах по дальнейшему расширению участия отраслей и сфер экономики в повышении качества подготовки специалистов с высшим образованием» от 27 июля 2017 года, которые наметили необходимые стратегические ориентиры в области социально-экономического и инфраструктурного развития для поддержки, наращивания и использования научного потенциала Узбекистана через высшее образование и определили роль университетов в качестве катализаторов возникновения важнейших партнёрских связей на национальном и международном уровнях.

Как отмечено в указе, модернизация высшего образования, развитие социальной сферы и отраслей экономики на основе передовых образовательных технологий являются факторами, которые закладывают основу развития на следующее десятилетие. К 2030 году Узбекистан, безусловно, станет свидетелем серии масштабных, успешных, глобально интегрированных достижений, которые сделают страну динамичным международным центром научного развития, инноваций и образовательных возможностей.

Сейчас, глядя в будущее до 2030 года, мы находимся на ранних этапах десятилетия масштабного роста. Учитывая это, можно сказать, что то, каким образом университеты осуществляют стратегическое планирование на ближайшую и среднесрочную перспективу, будет иметь решающее значение для обеспечения модернизации образования и научных исследований.

Понятие «модернизацию» может рассматриваться с точки зрения интернационализации высшего образования Узбекистана и его участия в мировой научной повестке. Точнее, я рассматриваю этот процесс как систему мер по созданию необходимой поддержки и механизмов для обеспечения международного участия университетов Узбекистана в новой глобальной экономике знаний (например, в области глубоких исследований, освоения космоса, нанобиотехнологий), развития навыков, отраслевых исследований и академических программ. Вузы Узбекистана уже сейчас имеют необходимый уровень образования и научных исследований для достижения поставленных целей раньше, чем ожидается. К 2025 году Узбекистан может стать новым центром притяжения инновационных проектов.

Три этапа на пути к 2030 году

Следующее десятилетие станет решающим по многим причинам, и мировое сообщество смотрит на 2030 год как на важную историческую веху. В Республике Казахстан есть стратегия развития до 2030 года, в Саудовской Аравии реализуется «Видение 2030», в ООН есть стратегия по достижению Целей устойчивого развития на период до 2030 года, в то время как в Узбекистане есть Концепция Стратегии долгосрочного развития до 2035 года.

В данной концепции Стратегии в качестве одной из комплексных целей до 2025 года является адаптация образовательных программ на всех уровнях к потребностям экономики ­­- увеличение количества дисциплин, относящихся к инженерным специальностям, экономике и бизнесу, при сохранении образовательных программ в области естественных наук. Отметим, что к 2030 году в качестве одной из целей предусмотрено развитие международного сотрудничества между университетами и привлечение иностранных преподавателей для повышения качества образования в вузах и колледжах.

Следует ограничиться временными рамками следующего десятилетия, так как они более чем достижимы до истечения данного периода. Также добавлю не указанную в концепции возможность,   связанную с тем, что к 2025 году Узбекистан может стать динамичным международным центром исследований и инноваций в приоритетных областях благодаря, во-первых, реализации государственной политики, во-вторых, появлению образовательных и научных компетенций в университетской среде и, в-третьих, повышению международной узнаваемости социальных, научных и образовательных преобразований, в которых университетам Узбекистана отводится особая роль.

В связи с этим давайте посмотрим на следующее десятилетие через призму трёх этапов стратегических структурных преобразований.

Первый этап — этап формирования базы (2020-2022 годы) будет ознаменован внедрением лучших наработок в университетах и повышением узнаваемости вузов Узбекистана в международных кругах через вхождение в рейтинги и сокращение разрывов в образовательной среде через стратегическое развитие науки и культуры. Данный этап формирования базы возможен в силу ранее предпринятых шагов по модернизации страны. На этой стадии будут созданы ключевые образовательные и научные компетенции.

Второй этап, рассчитанный на 2022-2025 годы, станет переходным периодом в среднесрочной перспективе. Он будет отмечен переходом высшего образования Узбекистана к более комплексным и системным подходам, достижением качественных результатов: к этому этапу лучшие наработки уже будут адаптированы в вузах, а их руководители и эксперты приступят к работе с международными партнёрами на принципах коллективного и стратегического взаимодействия. Международные партнёрские проекты, реализуемые до и в течение этого этапа, будет развиваться в контексте научных исследований и торговых отношений, и количество иностранных преподавателей и сотрудников продолжит увеличиваться по мере роста международного престижа образования в Узбекистане. В ключевых университетах при участии зарубежных партнёров откроются глобальные научные центры в наиболее востребованных и влиятельных областях научного знания. На этом этапе Узбекистан станет центром инноваций в Средней Азии, раскрывая свой лидерский потенциал и вдохновляя своим примером выстраивания образовательного и научного сотрудничества с зарубежными партнёрами. Данная стадия будет отмечена диверсификацией усилий через ранее созданные образовательные и научные компетенции.

Третий этап, охватывающий 2025-2030 годы, является этапом наступления эволюционной зрелости благодаря достигнутым лидерским позициям и впечатляющим результатам. К этому моменту вузы Узбекистана станут частью динамичной глобальной наукоёмкой системы и международного образовательного сообщества. Количество публикаций и их цитирование продолжит увеличиваться, но более важным будет рост интереса к Узбекистану, который станет участником многих международных альянсов. Репутация вузов продолжит укрепляться год от года, что приведёт к активизации программ академического обмена преподавателями и студентами. Университеты будут играть ключевую роль в распространении информации об Узбекистане, науке и культуре страны и её роли в регионе и глобальной образовательной повестке. Вузы Узбекистана станут частью глобальной экономики знаний, они наладят влиятельные научные связи как в своём регионе, так и в США, Великобритании и на Ближнем Востоке. На завершающей стадии будет сформирована база для устойчивого лидерства через образовательные и научные компетенции.

Эти три этапа вполне реальны, учитывая анализ того» что мы называем «активами», под которыми мы подразумеваем достижения в области образования и науки, действия и усилия, представляющие ценность для международного академического сообщества. Эти активы присутствуют по всему ландшафту высшего образования Узбекистан и являются его основными достоинствами, ключевыми составляющими того, что Узбекистан может предложить международному экспертному сообществу. Среди заметных активов и достоинств для группы из десяти ведущих университетов страны можно выделить образовательные программы и научные исследования в области возобновляемых источников энергии, устойчивого управления водными ресурсами, ирригационных технологий, и гидрологии, космоса, инфраструктуры, информационных и высокопроизводительных вычислительных технологий, метрологии, фармацевтики и фармацевтических биотехнологий, ядерной физики, математической физики и фотоники, иммунологии, клеточных и молекулярных технологий, аэронавтики, инженерных технологий и материаловедения. Отмечу также образовательные программы на нескольких европейских языках, деятельность кафедры ЮНЕСКО, изучение экосистем пастбищ в сотрудничестве с Университетом Невады и ПРООН, Узбекско-японский центр инноваций, работу с передовыми компаниями в области телекоммуникаций, кибербезопасности и разработки программного обеспечения, организацию лаборатории финансовых технологий, созданной при поддержке Всемирного Банка, центра народной медицины в сотрудничестве с Южной Кореей, многочисленные технопарки и бизнес-инкубаторы.

Эти «активы» нужно рассматривать не только как составляющие образовательной или научной деятельности, но и как важнейшие компоненты демонстрации международному сообществу всего того, что происходит в университетах Узбекистана, впечатляющих достижений создаваемых программ и центров и будущего научного потенциала Республики Узбекистан – потенциала для выстраивания исследовательских связей через образовательные и научные инициативы.

Чем заметнее наука, тем известнее страна

Рассуждения о том, что международному сообществу лидеров, мыслителей и учёных необходимо знать, что предлагают отдельные страны с точки зрения науки и социально-экономического развития, могут показаться немного необычными. Проработав более двадцати лет в разных странах, я изучал то, что называется «двойной задачей» или «двойным вызовом», подразумевающим необходимость информирования международного сообщества о научных и культурных активах.

Таким образом, наука – это средство передачи наших культурных ценностей миру. Другими словами, наука может стать дипломатическим каналом, способствующим повышению осведомлённости о культуре Узбекистана и его людях. На деле в этом существует реальная потребность, что является возможностью для министерств культуры и образования ряда стран по объединению усилий для решения этой «двойной задачи». Между образованием и туризмом существует реальная связь, такая же сильная, как связь между торговлей и туризмом.

Может ли случиться такое, что к 2022 году, к примеру, в англоязычном мире кто-то, защитивший свою докторскую диссертацию и желающий продолжить свои исследования в поисках новых возможностей и нового научного и культурного опыта, будет стремиться найти его в Средней Азии? Это то, на что нацелен указ Президента Узбекистана, и стремиться университетам страны в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Возможно, услышав или прочитав историю об организации, в которой создана лаборатория финансовых технологий при поддержке Всемирного Банка, или Центр традиционной китайской медицины, увидев Самарканд, Бухару, Ташкент и Хиву, уникальную культуру Средней Азии и живописные природные ландшафты, такие исследователи захотят реализовать свои потребности в новом научном, профессиональном и культурном опыте. Опять же, речь идёт о «двойной задаче» и об использовании науки в качестве инструмента дипломатии.

Поэтому именно здесь я использую слова «слышать» и «видеть», поскольку от того, насколько известно наша наука и наша культура, будет зависеть степень интереса и внимания к стране в международных кругах. Чем заметнее и известнее наука, тем заметнее и известнее культура, а наука и образование могут являться важнейшим фактором развития международных отношений. Поэтому в ближайшей перспективе здесь открываются огромные возможности.

Что нужно делать в самое ближайшее время?

По моему личному мнению, основанному на более чем двадцатилетнем опыте работе в разных странах в сфере исследований, реализации программ и стратегий, Узбекистан может стать центром социальных, образовательных и научных разработок уже к 2025 году. У страны уже есть научные исследования и широкий спектр образовательных программ. Узбекистан может быть глобальным участником международной экономики знаний, он обладает всем необходимым, чтобы стать уникальным центром международной научной деятельности так же, как и другие страны Средней Азии.

Уверенность в этом подтверждается Указом Президента Шавката Мирзияева, который можно рассматривать как показатель готовности организаций страны к достижению поставленных целей.

Говоря о краткосрочной потребности в повышении узнаваемости, имеем ли мы в виду цикл рекламных мероприятий? Ни в коем случае. Речь идёт о том, где и как мы рассказываем о себе, и это не заменить никакой рекламой. Мы говорим о стратегии и плане действий, необходимых для того, чтобы международное сообщество видело, слышало и знало об Узбекистане. Иными словами, в ближайшей перспективе необходимо культивировать международный интерес и повысить узнаваемость важнейших активов университетов республики на основе сочетания стратегических действий и роста международного влияния.

Здесь мы можем пойти немного дальше и поговорить о том, что построение научного бренда Узбекистана является приоритетом на ближайшее будущее. Научные исследования уже существуют, но вместе с тем, нам необходимо показать, что уже делается, и рассказать о том сильном потенциале, который университетам страны ещё предстоит раскрыть.

Необходимо наращивать международное признание при помощи научных исследований. То, каким образом мы выстраиваем международные партнёрские связи при помощи научных и образовательных активов, является важнейшим фактором успешной работы в краткосрочной перспективе, который гарантирует долгосрочные конкурентные преимущества.

Многообещающие времена и возможности

Ещё один фактор, о котором следует помнить, это то, что Бухара,  Самарканд, Ташкент сыграли ключевую роль в истории Шёлкового пути. Китайская инициатива «Один пояс, один путь» создаёт новые экономические коридоры и углубляет промышленные и торговые союзы по всей Евразии. Узбекистан, как и другие страны, обладают стратегическим расположением, которое может обеспечить развитие человеческого капитала, создание необходимых навыков и возникновение знаний для успешной реализации данной инициативы. Международный деловой и финансовый центр в Ташкенте стоимостью 1,7 миллиардов долларов, несомненно, будет использовать соответствующие возможности.

Помимо производственных и торговых возможностей, определяющих одну из самых быстрорастущих экономик мира, в Узбекистане существует экономика знаний, которая является движущей силой глобального участия страны в развитии Евразийского региона и за его пределами в предстоящем десятилетии. В качестве примера можно привести предприятие по производству синтетического топлива стоимостью 3,6 миллиардов долларов в Кашкадарьинской области, которое считается одним из самых передовых производств в мире.

Именно так нам необходимо понимать конкурентоспособность посредством расширения участия в глобальной инновационной экономике. Роль университетов Узбекистана будет заключаться в обмене знаниями и обогащении современной повестки по ключевым научным и производственным вопросам, которое играют важнейшую роль для социального-экономического развития Средней Азии и всего мира.

Идею о том, что Узбекистан станет региональным научным и инновационным центром привлечения международного внимания и участия, о том, что к 2025 году в стране будут созданы все условия для подготовки высококвалифицированных кадров и увеличения ресурсов знаний, следует рассматривать как реальную цель, а не как гипотезу. И именно университетам предстоит обеспечить основу для достижения этой цели в соответствии с приоритетами государственной политики.

С точки зрения научного развития на следующее десятилетие можно было бы выделить следующие направления: медицина, автоматизация, энергетические технологии, водоочистка, космос как быстрорастущая отрасль экономики, материаловедение и так называемые сверточные нейронные сети – всё эти технологии применимы и используются в университетах, на производстве и в домашних условиях и все они находят место в текущей и перспективной повестке дня вузов республики. Передача навыков и коммерциализация знаний, новые программы, которые непосредственно отвечают потребностям экономики, сохраняющиеся высокие показатели по трудоустройству выпускников и интегрированные лаборатории университетов и предприятий – это список лишь некоторых среднесрочных достижений, определяющих успех следующего десятилетия.

Обобщая сказанное, можно уверенно заявить, что высшее образование, науку и культуру Узбекистана ожидают интересные и многообещающие времена и возможности.

Ссылка на источник.

No Comments so far

Jump into a conversation

No Comments Yet!

You can be the one to start a conversation.

Your data will be safe!Your e-mail address will not be published. Also other data will not be shared with third person.

3 − 1 =