СОТРУДНИЧЕСТВО И РАЗВИТИЕ БАШКИРСКО-УЗБЕКСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОСТРАНСТВЕ «PAX TURANA»

17.05.2019 294

В глобальном тюркском мире существуют общие признаки и общие элементы, составляющие основу образующего единство понятия, – понятия «Pax Turana», которое активно применяется во всем цивилизованном культурном пространстве, как и другие аналогичные (Pax: Romana, Sinica, Islamica, Americana, Mongolica, Britanica, Atlantica, Tatarica, Euroasaiatica, Iudaica, Christiana, Ottomanica, Europea). Под этим понятием имеется в виду мир, культурообразующее пространство, ойкумена, и это пространство выполняет активные культуртрегерские и культуросозидающие функции.

Применительно к тюркскому гуманитарному пространству все это подразумевает наличие общих языковых особенностей, наличие общих традиций, обычаев, наличие общей жизненной (бытовой, экономической, политической и др.) практики, наличие элементов общей исторической памяти.

Несомненно, это составляет основу исторически длительного и продуктивного сотрудничества между народами, между государствами. А содержание этого сотрудничества прежде всего предусматривает сотрудничество в гуманитарной области, в области науки и культуры.

Общая историческая память человека живет и функционирует в гуманитарном пространстве. Гуманитарное пространство – это сложная, многогранная общественная реальность, носящая духовно-практический характер и присутствующая в различных сферах общественной жизни. Оно выражается в социально-гуманитарном знании, предполагает «обработку», облагораживание людей по «законам добра и красоты», их духовного мира, действий, поступков, поведения. Гуманитарное пространство, являясь «сквозным» феноменом, имеет свою относительно самостоятельную, первоначальную сферу. Она прямо и непосредственно включает в себя философию, обществознание, человекоповедение, право, мораль, искусство, религию, педагогику, филологию, «человеческие отношения», нравственно-эстетическое поведение, гуманитарное образование, воспитание и просвещение.

Гуманитарное пространство, окружающее человека, становится той средой, в которой формируется личность. Вначале человек представляет собой обыкновенного члена государства, страны, а потом он становится персоной, личностью государственного масштаба – гражданином. В. А. Сухомлинский в своем знаменитом труде «Рождение гражданина» писал, что в первый раз рождается живое существо и лишь потом, по мере воспитания, происходит второе рождение человека – на этот раз рождение личности и гражданина.

В последние годы много говорят о возвращении понятия «космополит». Понятие «космополитизм» буквально означает «гражданин мира». Как философское течение космополитизм в принципе означает отказ от национальных традиций, обычаев; доминанту межнациональных и межгосударственных интересов по отношению к национальным; отказ от государственности как социальной формы организации людей; признание единства человеческого рода. В официальной трактовке понятие «космополитизм» долгое время рассматривалось как противоположное патриотизму; основой его выступали интернационализм или национализм. Сегодняшние подходы к космополитизму во многом изменились в соответствии с идеями глобального образования. Формировать ребенка человеком родной Земли (малой Родины), сделать из него гражданина своего государства (Сын Отечества), ориентировать его на ценности мирового, общецивилизационного (Человек, Гражданин Мира) порядка – таковы новые основы гражданского образования и воспитания сегодня.

В то же время необходимо подчеркнуть, что понятие «гражданин мира» до сих пор имеет неоднозначное толкование. Как исследователи, так и практики сходятся во мнении, что «гражданин мира, не имеющий корней, не принадлежащий какому-либо месту, являющийся только и просто космополитом, – не такой хороший гражданин мира, как тот, кто вырос в семье, в определенном месте, в доме с определенным языком, в определенной культуре и потому обладает чувством принадлежности, над которым можно настраивать более высокие уровни потребностей и метапотребностей. Быть в полной мере представителем человеческого рода не означает отречения от более низких уровней; это означает скорее их включение в иерархическую интеграцию, что предполагает, например, культурный плюрализм, удовольствие от восприятия различий, … от путешествия в различные страны, от этнологического изучения других культур и т.п.».

Для гражданина мира любой уголок мира как свой родной дом, как своя родина. Но не зря такие люди сравниваются с перекати-полем. Однако есть у народов своя история, есть великие личности, оставшиеся в истории, есть связь между поколениями. Не зря почти в каждом языке слова, обозначающие Родину, имеют эквиваленты женского и неженского рода. К примеру: «Атайсал», «Ватан» и «ил әсә» (башк.); «Отечество» и «Родина» (рус.); «das Faterland» и «die Heimat» (нем.). Этим народы хотели выразить родственную значимость этих реалий и такую же близость Родины к человеку.

Башкиры с давних времен имели тесные этнополитические, экономические, культурные связи с различными народами мира. Особое значение имели контакты с тюркскими этносами. С ними башкир связывает общее происхождение, язык, культура, литература, религия, формы хозяйствования, особенности быта, элементы общего миропонимания. Примером, достаточно ярко демонстрирующим связи башкирского и узбекского народов, выступает история развития экономики, культуры, образования. В 30-е годы большое количество молодых жителей Башкортостана и Татарстана было мобилизовано для выполнения тяжелой работы по ликвидации безграмотности в республиках Средней Азии. Архивы говорят, что, выполняя волю партии, такому призыву откликнулись более 10 тысяч башкирских и татарских девушек, которые, более того, остались в этих республиках и полностью ассимилировались. Эта та страничка наших добрых взаимоотношений, которая ждет еще своих исследователей.

Осмысление передового опыта и имеющихся проблем, эксперименты в области создания эффективных моделей развития гуманитарных связей в целом и страновых его составляющих опирается на совокупность изменений социально-экономических условий развития общества. Все это закономерно обусловливает необходимость пересмотра и творческого развития многих устоявшихся положений, лежащих в основе традиционных взглядов на развитие всех составляющих данной проблемы.

Альфис Суфиянович ГАЯЗОВ,
президент Академии наук Республики Башкортостан,
доктор педагогических наук, профессор члена-корреспондент РАО, академик АН РБ

No Comments so far

Jump into a conversation

No Comments Yet!

You can be the one to start a conversation.

Your data will be safe!Your e-mail address will not be published. Also other data will not be shared with third person.