УЧЕНАЯ ЛИТЕРАТУРА СПАСАЕТ ЛЮДЕЙ ОТ НЕВЕЖЕСТВА, А ИЗЯЩНАЯ — ОТ ГРУБОСТИ И ПОШЛОСТИ

29.01.2020

Педагогический процесс сам по себе очень сложен. Но наиболее сложным можно назвать преподавание литературы, так как основная задача учителя заключается не только в том, чтобы добиться от учеников прочтения произведений, но и того, чтобы ученики смогли разобрать, осмыслить материал, уловить суть, понять мораль.

Особенно сложно преподавать зарубежную литературу. И особенно на неродном для учащихся языке. Именно поэтому от преподавателя русской литературы в узбекских классах требуется постоянная работа над самим собой. Как и всякая область науки, педагогика тоже не стоит на месте, а развивается в ногу со временем, в том числе и по преподаванию русской литературы пишется очень много научных работ, с которыми учителя-словесники должны непременно быть знакомыми.

Как утверждают ведущие педагоги-литературоведы, в преподавании важную роль играют специальные педагогические методы и приемы.

На своих уроках я стараюсь пользоваться разными методами, не только общеизвестными, но и теми методиками, которые разработаны мной за годы моей работы в школе. Вкратце расскажу о них.

На что должен обращать внимание учитель русской литературы? Есть несколько критериев, на которые мне не жаль потратить 10–15 минут моего урока. Во-первых, это выразительное чтение. Я стараюсь привить своим ученикам навык чтения с правильной интонацией. Обычно я сама читаю отрывок. Потом прошу своих учеников продолжить чтение. Я настоятельно прошу своих учеников читать дома только (!) вслух. Это поможет им не только научиться правильно произносить слова на русском языке, но и научиться говорить правильно.

Чтение может быть домашним и классным. В средних классах учителя отдают предпочтение классному чтению, потому что, прочитав произведение в классе, учитель может быть уверен, что класс познакомился с книгой и услышал ее выразительное звучание. Однако нельзя недооценивать и домашнее чтение.

Второе, что я считаю важным в процессе преподавания литературы, – это заучивание наизусть. Почти все учителя литературы задают ученикам на заучивание только стихотворения. Я считаю, что это не совсем правильно. Очень полезным для развития речи является заучивание наизусть прозаических отрывков. Это может быть маленький эпизод из рассказа или монолог главного героя, к примеру. Так проще будет приучить учеников к литературному тексту. Также это поможет им в дальнейшем различать литературные стили. Важно и то, что заучивание наизусть любого вида текстов помогает развивать память, логическое мышление и смекалку.

Ещё одним важным пунктом является пересказ прочитанного. Ученик должен суметь передать смысл и сюжет прочитанного материала. Для школьников старших классов такой пересказ — занятие увлекательное, если герой близок им, вызывает их симпатии. В этом случае детям хочется говорить от его имени, «переселиться» в него.

В процессе пересказа ни в коем случае нельзя перебивать ребенка. Пусть он постарается передать всё то, что он смог уловить. Пересказ полезен тем, что ученик будет стараться заново построить весь текст, который только что прочитал. В итоге ученик сам будет составлять предложения как в литературном произведении и постарается в своем рассказе отразить стиль автора. Также это способствует развитию памяти и мышления.

И выразительное чтение, и рассказ требуют от учеников активного переживания прочитанного, творческого, эмоционального отклика на произведение.

Чуть ли не основной задачей учителя является научить ребенка анализировать литературное произведение. Учитель должен суметь объяснить, что художественный текст – это не только интересный сюжет. Ученики должны понять, что в каждом произведении заложена определенная идея автора. Так, основную часть урока преподаватель должен потратить на разбор литературного текста.

После каждого пройденного произведения я ставлю перед своими учениками вопрос: «Как вы думаете, что автор хотел нам сказать этим своим произведением?». Так мои ученики стараются понять суть художественного текста.

Работу над разбором литературного произведения мы начинаем с описания и анализа героев, их поступков. Анализ персонажей — самый привычный путь разбора произведения в школе.

По мере возможности, на уроках я стараюсь разобрать художественные портреты всех героев. Очень уместно будет воспользоваться методом сопоставления. То есть я прошу учеников сопоставить описания тех или иных героев. Обычно ученикам легче всего сделать сопоставление между положительным и отрицательным героем.

Разнообразить уроки поможет просмотр фильмов на основе литературных произведений. К примеру, рассказ А. Грина «Алые паруса» (9 класс). На его основе снят фильм. После просмотра фильма с учениками можно провести интересную беседу. Также интересным заданием будет сопоставление литературного текста с его экранизацией. В младших классах можно сопоставить текст сказок с мультфильмами. К примеру, «Серая шейка» (5 класс). В заключение хочу повторить слова Н.Г. Чернышевского о том, что «ученая литература спасает людей от невежества, а изящная – от грубости и пошлости».

Умида Каримовна АКБАРОВА,
Учитель 122 школы г. Ташкента

No Comments so far

Jump into a conversation

No Comments Yet!

You can be the one to start a conversation.

Your data will be safe!Your e-mail address will not be published. Also other data will not be shared with third person.

20 − 17 =