Сотрудничество между учеными, педагогами, студентами вузов, сотрудниками СМИ и руководителями медийных организаций, международных центров республик Центральной Азии в последние месяцы 2020 г. активно проводились в онлайн-формате посредством видеоконференций и платформы Zoom. Основным инициатором многих мероприятий явились факультет журналистики и Научный центр гуманитарных исследований «Медиасфера» Казахского национального университета им. аль-Фараби, которых поддерживали ООН и ЮНЕСКО.
Глобальная Неделя медийной грамотности. Одним из значимых событий явилось проведение Недели медийной и информационной грамотности в Центральной Азии. Она прошла в конце октября – начале ноября 2020 г. под общим названием «Противодействие дезинформации: медийная и информационная грамотность для всех и каждого». Во время проведения Недели глобальной медийной грамотности проводились семинары, тренинги, мастер-классы по темам: «Базовые компетенции педагогов», «Основы медийной грамотности», «Инструменты медийной и информационной грамотности (МИГ)» и др. Специалист по вопросам коммуникации и информации Кластерного Бюро ЮНЕСКО в Алматы Сергей Аркадьевич Карпов вниманию участников представил презентацию об особенностях преподавания медийной и информационной грамотности в условиях пандемии.
Сегодня общество, отметил С. Карпов, столкнулось с тем, что технология и пандемия сошлись вместе. Это проявилось во взрывном развитии мобильного интернета – половина населения земли, больше 3 млрд человек, имеют доступ к интернету, а также в том, что открытые данные, искусственный интеллект ворвались в системы информационно-коммуникационных технологий, мобильные телефоны граждан. Это привело к усилению внимания к онлайн-образованию, взаимодействию между школьниками, студентами и преподавателями. Встал вопрос не только о приобретении ими цифровых навыков, но и обучении распознаванию содержания информации, которые находятся на разных носителях – радио, телевизионных, звуковых, классических письменных и др. Сегодня, как никогда, нужна медийная грамотность, ведь пандемия вызвала рост распространения фейковых новостей, идет огромный поток информации. Всемирная организация здравоохранения охарактеризовала это процесс как инфодемия, что означает взрывной рост недостоверной, вымышленной информации. Доверие к СМИ как к социальному институту также стало падать. Ответом на эти вызовы ЮНЕСКО разработала Программу коммуникационной и информационной грамотности. Для обучающихся были представлены такие блоки-разделы в этом направлении, как «Свобода самовыражения и доступ к информации», «Поддержание мира и развития на основе качественной информации и доступа к знаниям», «МИГ и содействие цифровой гражданственности», «Советы по росту возможностей педагогов», «Общество знаний: открытые решения» и др. Все эти рекомендации и дополнительные материалы по обсуждаемым проблемам участникам форума представлены в открытом доступе, их можно найти на ссылках Международной школы коммуникации и информации. Спикер онлайн-форума глава Информационного бюро, представитель Департамента Глобальных Коммуникаций ООН в Казахстане Властимил Самек отметил важность проводимого мероприятия, подчеркнул роль журналистов в поддержке мира и урегулировании конфликтных ситуаций. Под влиянием общественности и гражданских инициатив, например, был закрыт Семипалатинский полигон, отмечаются Международный день прекращения безнаказанности за преступления против журналистов, Всемирный день науки за мир и развитие и др. В диалоговой коммуникации участвовали представители СМИ и ученой общественности Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и др. стран.
Тематические конференции, юбилеи. В рамках актуальных тем журналистки были организованы международные онлайн-конференции известных ученых, практиков сферы информации. Одна из таких конференций «Национальная журналистика: проблемы исследования и образования» была приурочена празднованию 70-летнего юбилея доктора филологических наук, профессора КазНУ Намазалы Омашулы Омашева. Он стоял у истоков развития и формирования казахской журналистики, возглавлял кафедру, был проректором университета, всегда помогал и поддерживал молодые таланты, многие его шогирды – ученики, работают в ведущих СМИ республики. Намазалы Омашев имел хорошие контакты с близлежащими республиками, убекистанские ученые, профессора, по его рекомендации были включены в члены Специализированного докторского совета по журналистике Казахского национального университета, являлись оппонентами докторских и кандидатских диссертаций. Все коллеги-журналисты из Узбекистана, Каракалпакстана, Кыргызстана выступили на форуме и выразили признательность уважаемому Устозу.
Центральноазиатские ученые приняли активное участие и в международной научно-практической конференции «Казахская тележурналистика – капитал национальных ценностей», организованной КазНУ. Она была проведена в рамках Всемирного дня телевидения и посвящена была 60-летнему юбилею ученого, педагога, известного журналиста Молдахана Карипбайулы Абдраева.
М. Абдраев является автором монографии «Кестелі сөз кемеңгері» («Искусство слова»), создателем многих документальных фильмов – «Асқаровтың қолтаңбасы», «Екі Кенен тумайды», «Білім кеңістігі» и др. В университете была организована выставка журналистских работ М. Абдраева, снят телефильм о его творчестве, прошла презентация учебника ученого «Интеллектуальная структура тележурналистики». На конференции приняли участие международные специалисты, ученые, писатели, руководители национальных СМИ, педагоги, ученые из университетов Казахского национального университета им. аль-Фараби, Кыргызского национального университета имени Ж. Баласагына, Бишкекского госуниверситета, Узбекского национального университета имени Мирзо Улугбека, Узбекского госуниверситета мировых языков, Университета мировой экономики и дипломатии, Каракалпакского госуниверситета имени Бердаха и др. Перед участниками выступил представитель ООН в Казахстане Властимил Самек.
Примечательным является, сказал он, что это мероприятие проходит 25 ноября – в период празднования Всемирного дня телевидения. Казахстан наряду с другими зарубежными странами является важным партнером ООН в сфере информации. Казахстан также придерживается объективного освещения событий, поддерживает право граждан на информацию, реализацию и отражение в СМИ Целей устойчивого развития, программа которой рассчитана до 2030 г. Ответственная журналистика означает не только всестороннее освещение событий страны, но и учет восприятия Казахстана за рубежом международной аудиторией. Роль телевидения в распространении общечеловеческих ценностей и установлении стабильного, процветающего общества велика.
Казахские коллеги, представители СМИ, молодые исследователи осветили различные стороны творческой и журналистской деятельности тележурналиста, кандидата филологических наук, доцента М. Абдраева. От Киргизии участвовали ученые, педагоги, журналисты, в их числе декан факультета журналистики Бишкекского госуниверситета Алтын Асанова, декан факультета журналистика Национального университета Кыргызстана имени Ж. Баласагына Айна Талгарбековна Дуйшекеева и др. Декан А.Т. Дуйшекеева посвятила свое выступление показу роли радио и телевидения в продвижении этнокультуры, всемирных игр.
В ее презентации были представлены интересные материалы, сведения о международных соревнованиях по этническим видам спорта, бывало, что в соревнованиях участвовали 700 человек и транслируемые передачи о них собирали 40- миллионную аудиторию из 40 стран мира. Также А. Дуйшекеева осветила темы об искусстве устного сказа, повествования «Манаса», о понятии этнодом, этнобазар и др. Профессор УМЭД Ф. Муминова выступила с докладом «Популярные телеканалы Узбекистана».
Доктор филологических наук, профессор Национального университета Узбекистана Я.М. Маматова рассказала о сотрудничестве в сфере телевидения с казахскими коллегами, о тележурналистах, учениках ученого-наставника Молдахана Абдраева, успешно работающих в телекомпаниях. В этом международном форуме участвовали также декан факультета журналистики УзГУМЯ Амрулло Ашурович Каримов, доцент НУУз Ш. М. Ибрагимов. Взаимный обмен мнениями, обсуждение актуальных вопросов журналистики, ее ценностных ориентиров позволило лучше узнать творчество и жизнь коллег-журналистов центральноазиатских республик.
Мультимедийный сторителлинг. В середине ноября 2020 г. в Алматы прошел вебинар «Мультимедийный сторителлинг» в рамках проекта дистанционного медиаобразования “Multimedia Journalism School”. На занятиях этого курса шла речь о базовых понятиях, теории и принципах сторителлинга, его месте в современном медийном пространстве, о методике создания увлекательных историй. Эти онлайн-тренинги и дистанционные практикумы проводили известные журналисты, имевшие международный опыт работы в сфере массмедиа. Так, мастер-класс Саннатбека Сейдеханова у участников этого международного форума вызывал большой интерес. Сторителлинг, англ –storytelling, означает «рассказывание историй». Информация часто забывается, говорит С. Сейдеханов, мозг человека заточен на экономии энергии. Ведь считается, это самый затратный орган человека. Мозг фильтрует информацию, потому зачастую информация как бы в одно ухо влетает, а в другое – вылетает. Большие тексты в интернете люди обычно не читают, потому они быстро перескакивают с одного текста на другой. История теллинга представлена в форме: конфликт, главный герой и история вокруг. Такая форма рассчитана больше на чувства, на то, чтобы заинтересовать, вызвать эмоции. Обратите внимание, как легко читаются блок-посты, информация лучше воспринимается в формате видеоролика, пикче-стори, в виде драматургии, интриги. И еще, заметил лектор, нельзя понравиться всем. Надо представлять того, кого знаете, друга, одноклассника, коллегу. Представлять его образ и писать для него. Много подобных интересных деталей из своего опыта, наблюдений рассказал журналист Саннатбек Сейдеханов участникам центральноазиатского вебинара.
Центральная Азия: интеграция учебных программ по журналистике данных в университетах. 26 декабря 2020 состоялся онлайн-семинар по совершенствованию журналистского образования в университетах Центральной Азии и реализации программы Ассоциации университетов ЦА в сфере информации и коммуникации. Участниками данного форума явились координаторы, спикеры, представители университетов республик региона. С основным докладом на нем выступила заведующий кафедрой, профессор КазНУ имени аль-Фараби Гульмира Серикбаевна Султанбаева.
Она сообщила, что по линии Международной программы развития коммуникации (IPDC) принят проект по подготовке и повышению квалификации преподавателей, молодых исследователей на основе учебной программы ЮНЕСКО по журналистике данных. Этот предмет лежит в основе многих курсов, деятельности медиасферы и призван помочь правильно вести расследования по вопросам образования, здравоохранения, экологии, гендерного равенства в странах ЦА. Журналистские расследования, фактчекинги, проверка данных на достоверность, мониторинги позволяют снизить распространение фейковых новостей, ложной, фальшивой информации. Проведение занятий, тренингов с целевой группой вузов Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, большинство из которых являются членами Ассоциации университетов ЦА, явится также вкладом в реализацию Целей устойчивого развития в области журналистики и коммуникации. Вторая часть семинара была посвящена обсуждению готовящегося учебного пособия по дата-журналистике, организации его переводов на национальные языки и включения кейсов на примере местных СМИ.
Со своими предложениями по реализации обозначенных задач, сроках проведения тренингов по журналистике данных в республиках, а также о привлекаемых специалистах-лекторах из зарубежных стран, мест проведения и составе обучающихся выступили профессор Национального университета Узбекистана Я.М. Маматова, преподаватель, журналист из Таджикистана Мухайе Нозимова и др. Также было объявлено, что председательство Ассоциации университетов ЦА от Узбекистана на 2021 г. переходит к Казахстану, Казахскому национальному университету имени аль-Фараби.
Фатима Муминова,
профессор, редактор издательства УМЭД.